Торгующие в розницу предприниматели недовольны системой обязательного использования электронных счетов-фактур. Процедура, которая по задумке должна упростить финансовую отчетность, по факту лишь усложнила ведение бизнеса. Во всяком случае, на первоначальном этапе, передаёт alau.kz.
Такое мнение представители торговых точек высказали в рамках заседания Клуба бухгалтеров, прошедшего в Палате предпринимателей области. В режиме селекторной связи с НПП представители Комитета государственных доходов и местных департаментов на местах отвечали на интересующие бизнесменов и их счетоводов вопросы.
С 2016 года обязанность по выписке ЭСФ возникла у налогоплательщиков, которые являются экономическими операторами, таможенными представителями или перевозчиками, владельцами складов временного хранения, а также таможенных складов. В частности, если предприниматель реализует товар, входящий в Перечень изъятий, он должен обязательно использовать счет-фактуру в электронном виде.
Однако товарами из Перечня (а это окорочка, консервы, фрукты, овощи — всего 1347 позиций) сегодня торгуют не только крупные фирмы или супермаркеты, где есть свои бухгалтера и установлены кассовые аппараты, но, в большей степени, индивидуальные предприниматели за прилавком, в небольших магазинчиках, на рынках. В таких случаях продавец вынужден не просто отпускать клиента, но и от руки зафиксировать каждую покупку, для того, чтобы в последующем внести сведения в базу ЭСФ. А это не всегда удобно, особенно при активной торговле.
С 2017 года обязанность по выписке электронных счетов-фактур распространилась и на участников государственных закупок. Но среди них и те предприниматели, которые работают по НДС, а для таких, согласно налоговому Кодексу, обязательства по ЭСФ возникают лишь с 2019 года. Налицо противоречие в нормативных актах.
Пожаловались члены Клуба и на несовершенство самой системы. Нередки ситуации, когда поставщик, по разным причинам, выставляет электронную счет-фактуру совсем не тем покупателям и вернуть ее назад уже невозможно. Бухгалтера надеются, что разработчики учтут этот нюанс и внедрят соответствующую функцию возврата.
Каждую из озвученных проблем участники заседания попросили решить, используя ресурсы Национальной палаты предпринимателей. Бухгалтера смогли получить ответы и на другие интересующие вопросы, с которыми сталкиваются в повседневной практике. Отдельные развернутые разъяснения представители Комитета госдоходов пообещали предоставить через Палату дополнительно.