пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Портрет президента на промерзшей стене: Чиновники Темиртау поселили сирот в дом со льдом и плесенью (ФОТО)

В Темиртау уже несколько лет отопительный сезон проходит на грани фола. Основной теплоисточник ТЭЦ-2 «АрселорМиттал Темиртау» дышит на ладан. Суровые жители города, запасаясь обогревателями, в морозы делают ставки: выдержит станция или нет... Жители социального дома №5 в 117 квартале запасаются дровами. В их квартирах сейчас лед на окнах и 8 градусов. Власти в своих докладах старательно обходят этот факт стороной, иначе можно и из кресла вылететь. Все-таки дом – государственный, социальный, восстановленный всего 3 года назад, но уже расползается по швам и гниет изнутри. Как в нем пытаются выжить выпускники детских домов, многодетные оралманы, бюджетники и старики — узнала корреспондент ИА «NewTimes.kz».

В 2014 году, как принято у нас, с песнями и плясками очередникам вручили ключи. Новоселы в докладах чиновников превратились в цифры, свидетельствующие о динамике развития в городе жилищного строительства и реализации права граждан на жилье из госфонда.

Жаловаться на многочисленные недоделки в новых домах люди начали практически сразу. Докричаться до властей из отдаленного района города им не удалось. Мерзнут они в своих квартирах уже четвертую зиму. В этом году стало невыносимо… Сейчас в квартирах за ночь вещи и посуда покрываются инеем. Люди не раздеваются, ходят дома обутые и в теплых куртках. На полу без обуви стоять невозможно: линолеум в большинстве квартир брошен на голый бетон. В некоторых под ним ДСП. Для приемочной комиссии...

Для сирот и так пойдет?

«Это социальный дом, тут сироты живут, не все могут позволить себе ремонты делать. Здесь все самое дешевое поставили, некачественное. Наверное, посчитали, что для детдомовских и так пойдет? — говорит выпускница детского дома Рада Жданова. — Я откладываю по чуть-чуть, коплю. Дверь купила, потому что вместо входных здесь поставили межкомнатные… Сантехнику меняю. Но она гниет быстрее, чем я коплю. Ванна, унитаз — все шатается, не закреплено, трубы текут, кафель отваливается, стеклопакеты в окнах лопаются».

Температура в маленькой квартирке Рады Ждановой не отличается от подъездной. Холодные радиаторы и лед на окнах. Девушка показывает сгнивший до дыр смеситель на кухне: ему три года.

«Разве это нормально? В КСК объяснили, что в подвале неправильно все сделано, строители не того диаметра трубы положили, надо менять. Поэтому отопление не работает. Сказали по 4,5 тыс с каждой квартиры сдавать. Но ведь это не наша собственность, почему мы должны платить за брак строителей?» — говорит Рада Жданова.

Очередникам квартиры выдали на правах аренды: жилье осталось коммунальной собственностью, а люди ежемесячно платят за него.

Два месяца не мылась

74-летняя Роза Джабагинова, многодетная мама, вытирает слезы и качает головой. Говорит, что стала чаще болеть в этой квартире. Апа поднимает ковер на стене, а за ним… снег. Там, где снега нет – мокрая плесень.

«Уже нет сил оттирать плесень, сколько могла — затирала, белила. Воняет, чувствуете?» — говорит бабушка.

Чувствуем. Плесенью, сыростью… Вентиляция не работает.

Стучим к 83-летней Нине Захаровой. Открывается дверь, откидывается толстый полог из паласа, потом ватное одеяло. С пола убирается матрас — можно заходить. Пенсионерка в обуви и закутана шалью, двигает к себе стул, на нем - электрогрелка.

«Я вяжу, а когда руки совсем леденеют, засовываю их под грелку, отходят, — говорит пенсионерка. — Я два месяца уже не мылась! В ванной всего 5 градусов и змеевик ледяной. На ночь не раздеваюсь. Разве можно жить, когда в комнате 10 градусов? Батареи холодные. Мы что, не люди? Мне 83 года, и под старость лет в такие условия государство запихнуло!»

«Установлю буржуйку и буду топить»

Одна из квартир на втором этаже разграблена: окна разбиты, нет радиаторов и сантехники. По словам соседей, в ней долго собирался всякий сброд, пока не произошло убийство. Тогда железную дверь заварили. Так и стоит теперь… Через стенку живет 74-летний Виктор Трифонов.

«У меня на кухне, в ванной и комнате — по обогревателю. Я регулирую теплоподачу, чтобы проводка выдержала. Тогда можно как-то существовать без шапки и тулупа, но в валенках», — смеется старик.

Говорит, что с каждым годом становится все хуже, поэтому он держит дома запас дров. Вдруг дойдет до буржуйки?

«Потолок ледяной, дверь скрипучая, — шутит пенсионер, ковыряя толстый слой льда на кухонном окне. — Рано или поздно здесь все сломается, и дом просто отключат. Все к этому идет».

Над кроватью Виктор Трифонов соорудил полог. Положил огромное бревно, навешал на него одеяла, сверху шкуру.

«Вот так приоткрываю, туда нырк и сплю всю ночь. Как-то же надо спасаться. В военное время и не так люди жили! Ничего. В зале с плитками 14 градусов, терпимо», — говорит пенсионер.

На покрытой плесенью промерзшей стене — портрет президента.

«Будем забирать квартиры»

Заместитель акима Темиртау по жилищно-коммунальному хозяйству Владислав Цай заверил, что знает о проблемах в доме №5 в 117 квартале с прошлого года. Рассказал о мерах, предпринятых властями для их решения. Только в 2017 году, после трех лет жалоб жителей, акимат подал в суд на подрядчика о понуждении выполнить гарантийные обязательства. Но двухлетняя гарантия к этому времени уже закончилась. 

«Ситуация такая: там очень много квартир с нарушением. То есть жители очень многих квартир переделали всю систему отопления. Как бы неудобно говорить, мы три квартиры уже отсудили у детей-сирот, потому что они сдавали эти квартиры, там сняли радиаторы, унитазы, то есть квартиры в очень плачевном состоянии, — говорит чиновник. — Мы сейчас закладываем деньги, обследуем дом, потому что во многих квартирах появляется плесень, сырость. Есть определенные недоделки, но это наши предположения. Мы закажем государственную экспертизу. После этого, естественно, подадим снова на подрядчика в суд, чтобы он возмещал, то есть переделывал».

«Сейчас что людям делать?» — спрашиваем ответственного за ЖКХ чиновника.

«Я откуда знаю? Сейчас отправим жилищную инспекцию, обследуем, посмотрим, где там 6 градусов. У нас люди пишут, лишь бы написать. А когда ты на самом деле приезжаешь — вина всех жителей! Они не готовят свои квартиры. Мы сейчас будем принимать меры. Две квартиры отсудили, будем подавать иски и назад забирать эти квартиры…», — заключил он. 

Сам чиновник живет в благоустроенной квартире, в которой, как он сказал, 23 градуса тепла. Аким города Галым Ашимов — в Караганде, там проблем с отоплением практически не бывает. Директор фирмы-застройщика ТОО «Центрметталургстрой», бывший заместитель акима города и экс-депутат маслихата, благоденствует в двухэтажном коттедже…

«Вот бы с ними хоть на один день поменяться жильем, — предлагают те самые детдомовцы, с которыми чиновники собираются судиться и отбирать квартиры. — Они бы сразу отсюда сбежали...»

Может быть когда-нибудь наступит тот светлый час, когда чиновники будут знать, что делать, подрядчики — строить на совесть, сироты почувствуют себя под защитой государства, а портрет президента не будет мокнуть на промерзшей стене в квартире старика…

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать, перепечатывать и распространять на любых ресурсах материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты

Наталья Варнавская 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 0