Казахстанский политолог Айдос Сарым на своей странице в Facebook поделился своим представлением о 9 мая, назвав его «Днем памяти и примирения», и призвал не напиваться, а «углубляться внутрь своей души», передает ИА «NewTimes.kz».
В Казахстане закончились долгие выходные, но споры о том, как проводить 9 мая, не утихают. Ранее политолог Айдос Сарым поделился мыслями по поводу отношения к этому дню и ветеранам.
«9 мая - это не День победы, но День памяти и примирения! И не Великая Отечественная война, а Вторая мировая война. День памяти должен подразумевать поиск и захоронение всех погибших воинов, призванных из Казахстана. До последнего воина, неважно, сколько на это потребуется времени. Это реальная забота о ветеранах, коих осталось чуть более двух тысяч. Это документирование истории, истории повседневности, сбор воспоминаний. Поймите, год, два, три — и никого из них не останется. День примирения — потому что надо демилитаризовать общественное сознание, отойти от сугубо контекста противостояния. Глупо праздновать, когда речь идет о смерти и гибели миллионов. Это не победа, а трагедия. Стрелять салюты, ходить толпами, вешать ленточки — это из серии людоедства. Это должен быть очень тихий, грустный день, когда человек углубляется внутрь своей души, а не день, когда можно напиться», — пишет Сарым.
Политолог предлагает свой вариант «Дня памяти и примирения».
«Что я считаю важным и достойным в связи с Днем памяти и примирения?
Это госорганизация, учредителями которой должны стать Минобороны, МИД, Минкультуры, Минсоцзащиты. У Института должны быть две функции:
А) запись воспоминаний ветеранов, фиксация народной, человеческой истории, истории повседневности. Работа с архивами всех стран, где шли бои с участием казахстанцев, где они нашли последний приют.
Б) мемориализация памяти. Война не закончилась. И не закончится до тех пор, пока не будет с достоинством захоронен последний солдат. Это значит, что государство должно финансировать работу поисковых отрядов на системной основе. На новые места захоронений надо устанавливать обелиски единого образца от имени правительства Казахстана. Должен быть единый банк данных о том, где похоронены наши сограждане. Внуки и правнуки должны точно знать, где похоронены их деды и прадеды, при желании и возможности съездить, прочитать молитвы, отвезти горстку родной земли. Эти места и кладбища должны быть на контроле наших посольств и консульств. Даже когда поколение участников уйдет. Финансирование этого направления надо сохранить для целей мемориализации. И работать до тех пор, пока мы полностью закроем лакуны памяти.
Он призывает сменить «раздор и бесовщину» на «единство и память».
«Без фальши и дешевых ленточек. Это день памяти, жеті шелпек, молитвы в мечетях и церквях. Посещения кладбищ и памятных мест. Необходимо прекратить деление стариков на врагов и своих. Нужен пересмотр отношения к участникам Туркестанского легиона. Если вдуматься, это все наши люди, которые попали в условия чудовищного выбора. Поэтому и на войну следует перестать смотреть сквозь амбразуры войны. Жизнь и память явления более сложные, чем мы думаем», — подытожил политолог.