пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-3oC
×

МНЭ о заявлении Перуашева: «Остальной мир должен нам больше, чем мы ему»

Первый вице-министр национальной экономики Асет Иргалиев заверил, что внешний долг — это не нагрузка на население страны. На 1 апреля 2020 года государственный внешний долг составляет 12,3 млрд долларов США, или 6,7% к ВВП, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на пресс-службу МНЭ РК.

Фото: ИА «NewTimes.kz».
Фото: ИА «NewTimes.kz».

Напомним, депутат мажилиса и председатель демократической партии «Акжол» Азат Перуашев ранее заявил, что Казахстан уже должен около 158 млрд долларов США внешним кредиторам, что составляет около 90% ВВП. Он отметил, что каждый казахстанец — от старика до младенца — уже должен иностранному «дяде» около 9 тыс долларов.

По словам вице-министра, согласно международной практике, эти параметры относятся к безопасному уровню. По концепции бюджетной политики соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) не должно превышать 60% ВВП (на 1 апреля 2020 года — 39,8%). Объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора не должен превышать общий размер валютных активов национального фонда (на 1 апреля 2020 года — 50,9%).

За последние три года государственный и квазигосударственный внешний долг сократился на 6,8 млрд долларов США, или на 19%, за счет досрочного погашения и реструктуризации квазигосударственного внешнего долга. Внешний долг квазигосударственного сектора составляет 17 млрд долларов, или 9,3% к ВВП.

«Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 апреля 2020 года внешние активы превышали внешние обязательства на 47,5 млрд долларов США, или в 4,9 раза), т.е. остальной мир должен нам больше, чем мы ему», — подчеркнул Асет Иргалиев.

Внешний долг частного сектора или межфирменная задолженность составляет 97 млрд долларов, или 67% к ВВП. Ее большую часть составляют три крупных проекта с иностранным участием — Кашаган, ТШО и Карачаганак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, находящиеся в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.

В целом рост межфирменной задолженности означает приток инвестиций в создание и расширение производств, приток современных технологий, создание новых рабочих мест и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Таким образом, в совокупности внешний долг страны составил 152,7 млрд долларов США, или 83% к ВВП. Согласно концепции бюджетной политики соотношение внешнего долга страны не должно превышать 100% от ВВП.

«Надо отметить, что более 80% внешнего долга страны приходится на обязательства частного сектора, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают. В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и во многом эти обязательства являются условными. Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и национального банка. Внешний долг — это не нагрузка на население страны», — отметил представитель МНЭ РК.

Чиновник заключил, что внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее (стабильный уровень доходов, наличие ликвидных активов) служит дополнительным источником инвестиций для развития страны.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 3
Сочувствую 3
Возмутительно 0