Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов предложил привлечь сбережения казахстанцев в проекты жилищного строительства. О том, на что еще тратились деньги ЕНПФ, читайте в обзоре ИА «NewTimes.kz».
Пустить часть средств из накоплений казахстанцев на строительство жилья и квартир. Такое предложение прозвучало 23 февраля в ходе заседания правительства. По словам властей, это должно стать одной из мер по решению жилищного вопроса. Нужно понимать, что пенсионный фонд — это большой кошелек, деньги в котором постоянно во что-то вкладываются. Но происходили случаи, когда траты были слишком рискованными и в итоге приводили к убыткам.
В августе 2016 года ЕНПФ влипает в историю с финансированием ЭКСПО-2017. Тогда в Сеть просачивается информация по строительству павильона за счет пенсионных накоплений. На тот момент репутация у организации уже была не ахти. Люди испугались, что деньги им уже никто не вернет. Начались массовые возмущения, многие казахстанцы стали истерить. Тогда общественность получилось успокоить, перевести стрелки на само событие ЭКСПО, и плавно уйти от темы снятия накоплений с фонда.
Уже в этом году, когда желания многих казахстанцев о досрочном получении сбережений сбылись, в Казнете всплыла еще одна ситуация. Тогда же в 2016, накопления силовиков и военных сократили вдвое. И вот теперь со всем ажиотажем вокруг ЕНПФ, когда можно прийти за собранными годами пожитками госслужащие возмутились. Тех денег, что забрали на строительство выставки, так и не вернули. Испугавший скандала в фонде поспешили усмирить народный гнев. Там заверили, что годами ранее проходила реформа, согласно которой половина пенсионных накоплений перешла в госбюджет. Другая часть осталась и будет выдана как и положено.
Негодование вызвало и необоснованное разбазаривание средствами в деле о Международном банке Азербайджана. В 2017 году в облигации было вложено более 250 миллионов долларов пенсионных накоплений. Именно в тот период, когда фирма подала заявление на банкротство и реструктуризацию долга. И если другие банки успели вывести свои средства, то наш инвестор остался не у дел.
В том же году вокруг накопительного пенсионного фонда разгорелся еще один скандал. Тогда был арестован экс-глава фонда Руслан Ерденаев. Его обвиняли в лоббировании покупки облигаций компании «Бузгул Аурум». В итоге по поддельным документам было приобретено ценных бумаг на 5 миллиардов тенге. Часть денег по итогам суда было возвращено – Учредитель «Бузгул Аурум» выплатил их из личных средств.
Однако самый крупный партнер из числа госкомпаний для ЕНПФ – «КазАгро». В конце 2018 года туда было инвестировано 450 миллиардов тенге пенсионных средств. В годовом отчете было выявлено, что часть этих денег компания потратила на облигации «Цеснабанка» на 15 лет под 0,1%. То есть холдинг, оказал банку помощь, выдав тому пенсионные сбережения казахстанцев под процент. Однако когда пришло время возвращать «кредит», инфляция съела практически все деньги. Потому что ее уровень в Казахстане за 2020 год уже составил 7,5%. Ту часть, что «КазАгро» оставил себе, он потратил на покрытие своих долгов.
Национальный банк Казахстана также любит использовать пенсионные средства, чтобы уменьшить свои риски или закрыть дыры в бюджете. По поручению президента, в 2018 году из 600 млрд тенге выделяемых Нацбанком на кредитование экономики, половину взяли у ЕНПФ. Еще 85 млрд тенге инвестиций из фонда ушли на строительство газопровода «Сарыарка».
Поддержка отечественной экономики за счет пенсионных накоплений, кажись, вошло в привычку и поэтому ЕНПФ приходится постоянно вкладываться в государственные ценные бумаги.
В последнее время фонд старается лишний раз не рисковать в своих инвестициях. Нацбанк все реже злоупотребляет этим запасным кошельком, но в случае чего, держит его на короткой ноге. В любом случае при возникшей необходимости дефицит бюджета при столкновении с чрезвычайными обстоятельствами будет покрываться за этот счет.