+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
01.12.2015 в 11:46

Послание Президента Казахстана: Главное стабильность

Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева своему народу должен осмыслить каждый казахстанец, считают эксперты.

Реформы, которые предлагает проводить Нурсултан Назарбаев, коснутся каждого гражданина нашей страны.

В новом Послании Президент, как всегда, затронул развитие практически всех сфер экономики. Главное, что должно быть у казахстанцев, - это стабильность. Достичь её можно в единстве и согласии, говорит Нурсултан Назарбаев.

Ахан БИЖАНОВ, председатель Комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Парламента РК:

Нынешнее Послание Нурсултана Назарбаева прозвучало накануне важнейшего государственного праздника – Дня Первого Президента страны. В этом есть логическая взаимосвязь, так как с именем Президента страны неразрывно связаны судьбоносные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в новейшей истории нашего государства.

Суть и содержание Послания еще раз демонстрируют дальновидность и прозорливость Главы государства, его умение в сложной ситуации, возникшей под влиянием мирового экономического кризиса, предлагать эффективные, научно обоснованные ответы на вызовы современнос¬ти и пути решения стоящих перед нами задач.

В Послании на основе глубокого анализа внутристрановой и международной ситуации предлагается конкретная программа по решению многих вопросов как политического, так и социально-экономического характера.

В целом День Первого Президента – знаковая дата в истории Казахстана. Ведь именно 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные президентские выборы.

Первые демократические выборы Президента предопределили судьбу страны, позволили обрести твердую почву под ногами в переломные времена. Системный кризис в экономике, усугубившийся с распадом СССР, разрыв хозяйственных связей, тотальная безработица и гиперинф¬ляция – это лишь малый перечень проблем, с которыми столкнулся Президент на первых этапах государственного строительства. Перед нами стоял главный вопрос: сумеем ли мы укрепить суверенитет, воспользоваться историческим шансом и построить государство, о котором веками мечтали наши предки? Ведь, как говорил Нурсултан Назарбаев, "сохранение независимости намного сложнее, чем ее обретение".

Именно в эти годы выкристаллизовалась стратегия Главы государства, был получен уникальный опыт антикризисного менеджмента, что впоследствии не раз выручало Казахстан в самых сложных ситуациях.

Президент всегда мыслит нестандартно, на перспективу, умеет подняться над сиюминутными проб-лемами, посмотреть на развитие государства с высоты, доступной лишь по-настоящему талантливым политикам.

Интересно, что некоторые знаковые инициативы Нурсултана Назарбаева были приняты не всеми и далеко не сразу. Отдельные политики со скепсисом воспринимали идею о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которую Нурсултан Назарбаев¬ выдвинул в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Надо понимать, что это происходило в 1992 году. Казахстан был новичком на международной арене, да и внут¬ри страны хватало пессимистов. Но зато сегодня СВМДА стало авторитетной площадкой диалога – восточным аналогом ОБСЕ, объединяя почти половину всего человечества.

Из этой же серии евразийская идея, выдвинутая в 1994 году как альтернатива Содружеству Независимых Государств, которое не могло обеспечить необходимый уровень интеграции на постсоветском пространстве. Так постепенно, шаг за шагом, создавался Евразийский экономический союз.

Что и говорить, зачастую даже сторонники Президента не всегда адекватно воспринимали инициативы Нурсултана Назарбаева, как это было с переносом столицы.

В целом личность Президента многогранна, и какую ипостась ни возьми, на протяжении всего жизненного пути Нурсултан Назарбаев показывал пример, как надо жить и трудиться. На этом воспитывается сегодня молодежь, да и мы, признаться, многое старались перенять. Ведь формирование мировоззрения любого человека зиждется на опыте и знаниях, которые он получает в течение всей своей жизни. Это не только академические, профессио¬нальные знания, определяющие уровень компетентности, не только культурный багаж, отличающий каждого цивилизованного человека. Не менее важны личностные примеры отношения к своей стране, к людям, к труду, верность долгу и следование общечеловеческим ценностям. Вот где настоящие уроки жизни, та почва, на которой формируется жизненная позиция человека.

В свое время мне выпала высокая честь работать рядом с Главой государства, и этот период жизни оказал большое влияние на мое мировоззрение, на формирование как политика и как человека. Об этих бесценных для меня уроках Президента и хотелось бы рассказать.

Повезло с Лидером

В первую очередь отмечу, что наш Президент был одним из самых деятельных политиков в последние годы существования СССР. Ратуя за экономические реформы, Глава государства боролся с косностью мышления, отличался четким видением перспектив и целеустремленностью.

Тогда я работал в партийных органах и внимательно отслеживал выступления Нурсултана Абишевича. В частности, стоит упомянуть речь на IV Съезде народных депутатов СССР в 1990 году, когда он открыто и жестко прошелся по политике существующего режима: "Разве ослабла жесткая диктаторская хватка Центрального аппарата? Разве поколебал декларированный суверенитет республик монолитные позиции ведомств? Скажу прямо – чихать они хотели на наш суверенитет!.. Мы вступаем в рынок, не имея подготовленных людей, досконально знающих рыночные отношения. Такой безответственности в экономике не могла бы себе позволить даже тоталитарная система".

В этих жестких словах отражается боль человека, которому не безразличен свой народ, в них – ответственность руководителя за свое государство. И это благословенный дар судьбы, что на заре независимости именно Нурсултан Назарбаев стал Главой государства, что именно ему, показавшему пример потрясающей работоспособности и прозорливости, обладающему истинным талантом руководителя, казахстанцы отдали бразды правления. Труд Лидера нации, включающий в себя события XX и XXI веков, должны помнить все будущие поколения. Надеюсь, что и эта статья поможет сохранить в памяти потомков уроки, которые преподал всем нам Президент.

История нашей страны начала 90-х годов, как известно, богата на события пусть и противоречивые, но определяющие поступательный, позитивный ход развития Казахстана и дальнейшую судьбу казахстанского народа. Мысленно прослеживая и анализируя динамику политичес¬ких, экономических и социально-культурных процессов, хотелось бы отметить, что именно в этот период удалось заложить фундаментальные основы государства.

В то непростое время я, начинающий политик, выдвинул свою кандидатуру от города Алматы в Верховный Совет республики. Предвыборная кампания 1994 года была очень сложной: по отдельным избирательным участкам насчитывалось по 10–15 альтернативных кандидатур. Состав избранных депутатов представлял всю палитру политической жизни страны, в Верховном Совете было образовано несколько фракций, причем отдельные из них – по этническому признаку. Все это создавало обстановку политизированности, порой совет при обсуждении того или иного вопроса "забывал" о выполнении своих прямых функций – законотворчестве. Все это, наряду с недостаточной проработанностью системы сдержек и противовесов между ветвями власти, не позволило избранному Парламенту (совету) работать плодотворно. В результате за период его деятельности было принято всего… семь законов. Очевидно, что такие темпы никоим образом не отвечали ни политическим, ни социально-экономическим потребностям молодого государства. Спустя всего год Верховный Совет прекратил свою деятельность.

В период отсутствия законодательного органа полномочия по принятию законов были делегированы Президенту. Именно в этот период Глава государства, взяв на себя всю полноту ответственности за дальнейшее развитие страны, проявил свои лидерские качества. За этот период им было издано 140 указов, имеющих силу закона. Были заложены правовые основы стабильного развития Казахстана: оживилась экономика, начал формироваться средний класс. Благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева удалось провести не только кардинальную политико-правовую модернизацию страны, но и обеспечить мир, согласие и стабильность в обществе, нейтрализовать в правовых рамках все возможные деструктивные процессы. А ведь все мы помним, как парламентские кризисы отразились на соседних государствах, где разразилось нешуточное противостояние с применением оружия.

Прямой и честный диалог

Развитие страны формировалось из множества событий, за каждым из которых стоял титанический труд Главы государства. В связи с этим мне вспоминается событие, произо¬шедшее после известного ухода с исторической арены Верховного Совета, когда я был приглашен на работу в Администрацию Президента на должность помощника Главы государства.

Повторюсь, для нашей молодой страны то было очень сложное время. Экономические связи с промышленными предприятиями и организациями союзных рес¬публик были разорваны. Казахстан фактически вытолкнули из новой рублевой зоны, а старый рубль, в свою очередь, находился в состоянии перманентной гиперинфляции. Все это сказывалось на бюджете государства, на таких важных узловых вопросах жиз¬необеспечения, как выплата заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.

Время, помимо всего прочего, диктовало необходимость создания систем обороны и безопасности страны, дипломатического корпуса, новой финансовой системы респуб¬лики. Объем работы предстоял невероятный. Однако Президент, несмотря на титаническую занятость, всегда находил время для встреч с людьми, трудовыми коллективами, где из первых уст получал необходимую информацию о положении дел в стране.

Так, в один из дней мы получили задание организовать поездку Главы государства в Карагандинскую область. Общеизвестно, что сегодня это один из флагманов индустрии Казахстана. Роль и место шахтерского края в экономической и общественно-политической жизни страны были высоки и в тот период. График посещения Президента был насыщен – это и открытие нового аэро¬порта, посещение промышленных объектов, организаций социально-культурной сферы, встречи с трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Дав нам задание по подготовке поездки, Президент особо подчеркнул необходимость встречи с карагандинскими шахтерами. В соответствии с поручением мы составили проект программы рабочей поездки и отправили его в регион. Буквально через час мне позвонил аким Карагандинской области Петр Нефедов с предложением воздержаться от посещения шахты. По его словам, обстановка там нездоровая, коллектив организовал стачку. В связи с этим посещение объекта Главой государства нецелесообразно, убеждал он нас.

На доводы о том, что это личное поручение Президента, аким привел веские контраргументы. В итоге после обсуждения сложившейся ситуации с руководителями ряда служб республики, отвечающих за вопросы общественно-политической стабильности и безопасности, а также с руководством Администрации Президента объект был исключен из программы поездки.

И что бы вы думали? Глава государства, обнаружив этот факт, сделал нам серьезное замечание. Никакие возражения и аргументы не принимались. Нурсултан Назарбаев¬ непременно хотел увидеться с людьми.

Помнится, подъезжая к объекту, мы увидели скопление народа у входа в актовый зал. На лицах шахтеров – взволнованность и тревога. Президент спокойно поприветствовал собравшихся и в сопровождении акима области и руководителя шахты прошел к месту встречи. В зале, где собрались более 500 человек, стоял шум, атмосфера была напряженной. Однако после первых же слов Нурсултана Абишевича наступила тишина. Шахтеры внимательно слушали своего Президента, который доступно и открыто рассказывал им о ситуации в стране, о тех сложных процессах, которые переживает республика после развала Советского Союза, о мерах, принимаемых государством по решению проблемных вопросов в экономике, внутренней и внешней политике, выходу из кризиса. Я видел, как постепенно менялись лица людей, как тревогу сменила надежда, понимание того, что люди не брошены на произвол судьбы. Встреча Президента продлилась более двух часов. В течение всего этого времени в зале стояла абсолютная тишина, и лишь когда Нурсултан Назарбаев закончил свою речь, раздался гром аплодисментов.

Сегодня, мысленно анализируя сложившуюся тогда ситуацию, вижу, что определенная группа людей, не осознавая, к каким последствиям могут привести их действия, хотела раскачать ситуацию призывами приостановить работу шахты. Вместо того чтобы призвать шахтеров к благоразумию и стабильности, они создавали взрывоопасную обстановку, что могло привести к серьезным последствиям как для самого коллектива шахты, так и для всего региона. Стачка была способна вызвать "эффект домино" и привести к остановке ряда других предприятий.

В контексте этой ситуации мы отчетливо осознали мудрость, политическую дальновидность и высокую гражданскую ответственность Нурсултана Назарбаева за будущее и судьбу молодого государства и своего народа. Он, несмотря на предупреждения со стороны представителей Администрации, акимата и специальных служб, ответственных за его личную безопасность, сделал единственно верный выбор. Вместо того чтобы отправить к шахтерам кого-то из высокопоставленных лиц, вызвался сам урегулировать ситуацию. Для нас, молодых политиков, это был неоценимый урок. Нас восхищала способность Нурсултана Назарбаева общаться с людьми в сложных, неординарных ситуациях, доходчиво, аргументированно и убежденно доводить до аудитории свою позицию, позицию государства. Президент учил не замалчивать проблемы, а решать их, открыто идти навстречу людям, прямо и честно вести диалог.

Все для людей

Другие, не менее значимые, уроки можно извлечь из отношения Главы государства к людям, к родному краю. Именно на этой базе и строится доверие народа к Нурсултану Назарбаеву.

Взять проблему Арала. Казалось бы, это проблема, которую невозможно решить. Тем более в условиях кризиса первых лет независимости.

Но Глава государства нашел возможности объединить усилия международного сообщества, выступил главным интегратором в деле спасения моря. Именно по ини¬циативе Нурсултана Назарбаева была запланирована первая встреча глав государств приграничных территорий Арала.

Кстати, буквально перед отъездом на переговоры, которые должны были состояться на территории одной из соседних республик, к нам в Администрацию Президента принесли материал из Министерства иностранных дел. В нем говорилось о том, что в сегодняшней ситуации необходимо воздержаться от учас¬тия в мероприятии и, если есть возможность, перенести его на более поздний срок. В политике так бывает довольно часто, если, к примеру, нет предварительного согласования позиций сторон или уверенности в успехе. Президент, взвесив доводы МИДа, твердо решил: "Ради будущего Арала и людей, которые проживают вдоль этого моря, необходимо организовать эту встречу и принять участие в ней".

Поездка, надо сказать, прошла¬ плодотворно. Результаты тех встреч с главами государств и представителями международных организаций стали судьбоносными для Арала. Была утверждена Программа конкретных мер по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря с учетом социально-экономического развития региона. Документом предусматривалась реализация 10 приоритетных направлений по выработке общей стратегии водоотделения, разработки унифицированной системы учета водных ресурсов, улучшению качества вод, созданию искусственно обводненных зон, изучению проблемы донорской подпитки рек в бассейне Аральского моря и другие.

Все эти меры в конечном итоге стали основой для проведения Международной конференции ООН по устойчивому развитию государств бассейна Аральского моря и принятия Нукусской, а в последствии Алматинской декларации государств Центральной Азии и международных организаций, которые дали новый импульс в решении проблем Приаралья¬.

И, собственно, сегодня мы можем говорить о возрождении региона, поскольку море в казахстанской его части уже практически приблизилось к своим прежним границам.

Как видим, Глава государства успевал повсюду, охватывая широкий перечень вопросов государственного устройства.

Однако наиглавнейшей темой для Нурсултана Назарбаева всегда оставалась забота о простых людях, создание условий, которые позволили бы казахстанцам уверенно смотреть в завтрашний день.

И как не ценить нынешнее благополучие, вспоминая, сколько всего пришлось пережить нашему народу? В казахстанской истории немало трагических страниц. И одни из самых страшных – это 30-е годы – время голода и репрессий. Миллионы людей тогда гибли от нехватки еды, многие были вынуждены покинуть родину. По данным переписи населения, численность казахов в 1926 году составляла 3 968 289 человек, а в 1937 году упала до 2 862 428 человек. С территории Казахстана в эти годы выехали более миллиона граждан. И это только официальные данные. Сколько беженцев было на самом деле – история умалчивает. Лишь в 1970-х годах численность казахов в СССР восстановилась до уровня 1926 года.

Как отметил Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на XIX сессии Ассамб-леи народа Казахстана, если бы не последствия голода тех лет, то сегодня численность казахов была бы на уровне 40–50 млн человек.

Глава государства делает все для репатриации казахов на историческую родину. В связи с этим мне вспоминается эпизод, когда Президент однажды сказал мне: "Ахан, недавно на родину вернулся Xалифа Алтай – это известный общественный деятель, ученый-теолог, автор перевода Корана на казахский язык, покинувший Казахстан в годы репрессий и голода. Нам надо проявлять заботу и внимание к таким людям. Организуйте мою встречу с ним. Нужно узнать, как у него обстоят дела, как он устроился, есть ли возможность для его научной и общественной деятельности на родине".

Буквально в течение нескольких дней я пригласил Х. Алтая к Президенту. Учитывая возраст этого уважаемого аксакала, я вышел встретить его. Передо мной предстал пожилой человек с мудрыми, но грустными глазами.

Президент радушно встретил гостя, и у них состоялась теплая продолжительная беседа. Нурсултан Абишевич внимательно выслушал гостя, подробно расспросив ученого о его планах и условиях быта. По завершении встречи Глава государства тут же дал поручение по вопросам, связанным с обустройством, созданием необходимых условий для научной деятельности ученого. Президент нам лично поручил убедиться в том, что Халифа-ага хорошо устроился. И таких примеров очень и очень много. Решая глобальные вопросы, Нурсултан Назарбаев никогда не забывал о людях.

Новая столица

Еще один урок, который всем нам преподнес Президент, касается судьбоносного этапа для нашего государства – переноса столицы из Алматы в Астану. Это, безусловно, беспрецедентный шаг для всего постсоветского пространства. Решиться на столь амбициозный и грандиозный проект в то время, когда независимый Казахстан только-только вставал на ноги, – на это пойдет далеко не каждый политик. Глава государства принял решение, и это был не спонтанный шаг, а глубоко продуманная стратегия.

В связи с этим вспоминается 6 июля 1995 года, когда мы, депутаты Верховного Совета XIII созыва, собрались на очередное, перед летними каникулами, заседание, на котором обсуждались текущие вопросы жизни страны. В работе заседания принимал участие Президент Нурсултан Назарбаев¬. Именно в этот день, выступая перед депутатами, Глава государства внес предложение о переносе столицы в тогда еще Акмолу.

Аргументы Президента были восприняты не всеми, но в итоге депутаты Парламента поддержали инициативу и приняли соответствующий документ. Причем многие, ориентируясь на соответствующий опыт Германии, полагали, что перенос столицы начнется через 5–7 лет. Каково же было наше удивление, когда буквально через два года, в декабре 1997-го, начался переезд органов государственного управления в Акмолу.

Естественно, перенос столицы государства – очень сложное дело. Даже если говорить только о передислокации всех центральных государственных учреждений, это масса работы: нужно подобрать для них подходящие места, обеспечить транспортом и техникой, найти жилье для сотрудников. И Глава государства в этом процессе принимал самое активное участие.

В ту пору я работал заведующим отделом внутренней политики Администрации Президента и вспоминаю тот день, когда намечающийся переезд напрямую коснулся моих сотрудников. От руководства Администрации пришло сообщение о том, что отдел при переезде в Акмолу будет упразднен и я, как руководитель, должен позаботиться о трудоустройстве подчиненных. Мне же была предложена должность заместителя министра в одном из курируемых отделом ведомств. Конечно, я попытался убедить руководство сохранить отдел хотя бы в сокращенном варианте. Но доводы поддержки не получили. Пришлось сдавать все дела.

И вот, когда, казалось бы, вопрос был решен, вдруг неожиданно позвонил секретарь Президента Андрей Скворцов со словами: "Ахан Хусаинович, вы где? Я вас свяжу сейчас по телефону с Президентом".

Поздоровавшись, Глава государства поинтересовался, чем я сейчас занимаюсь. Доложил как есть: передаю дела упраздненного отдела, занимаюсь трудоустройством сотрудников. Выслушав меня, Нурсултан Назарбаев поинтересовался: "Как ты согласился с упразднением своего отдела? Ты представляешь себе, что это будет за Администрация Главы государства, которая не занимается вопросами внутренней политики? Тут мне принесли на подпись проект решения о расформировании отдела, так вот я его не подписываю. Отдел будет сохранен".

Нурсултан Абишевич, правда, предупредил, что поначалу придется сократить часть людей, но в будущем штат будет расширен.

– И вообще, ты настроен со мной ехать в Акмолу? – уже в несколько шутливом тоне продолжил Президент.

Я поблагодарил за доверие, за высокую честь продолжить работу рядом с Главой государства. Таким образом, отдел был сохранен и со всеми другими структурами Администрации Президента передислоцирован в новую столицу.

В своей статье я привел лишь несколько эпизодов мудрого, взвешенного и дальновидного подхода к решению сложных, порой неординарных вопросов строительства государства со стороны Нурсултана Назарбаева.

Но таких примеров на самом деле великое множество, ибо каждый день и каждый шаг в новейшей истории нашей страны неразрывно связан с деятельностью Лидера нации.

Здесь можно вспомнить принятие решений о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, отказ от ядерного оружия, введение тенге, оформление государственной границы, создание национального фонда, председательство в ОБСЕ и ОИС. Эти и многие другие события шаг за шагом вносили свой вклад в создание государственности Казахстана, рост международного авторитета нашей страны.

Успехи в экономике и политике, новые, по-хорошему амбициозные цели ставят нашу страну в перечень наиболее динамично развивающихся государств, наглядно демонстрируют мировому сообществу, что Президент независимой Республики Казахстан – это государственный Лидер мирового масштаба.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика