Комитет по финансам и бюджету сената парламента РК одобрил ратификацию рамочного соглашения между правительством Казахстана и Китая о предоставлении 2 млрд льготного кредита (прим. − около 300 млн долларов по курсу 379 тенге за один доллар) сроком на 20 лет на реконструкцию таможенных пунктов, передает sputniknews.kz.
На выделяемые Китаем деньги планируется реконструкция восьми автомобильных и одного железнодорожного таможенного пункта пропуска на границе с Китаем и Узбекистаном.
Как пояснил глава управления дистанционного мониторинга комитета таможенного контроля Кайрат Маубаев, основная выгода Китая в предоставлении льготного займа Казахстану – ускорить провоз китайского товара в Европу.
«Мы находимся в очень выгодном положении в части транзита. Они мониторят все перевозки. Например, морские перевозки из Китая в Европу идут полтора месяца, железнодорожные − от 30 до 35 дней, автомобильные перевозки − 10-15 дней. То есть они видят, что есть огромный потенциал быстрее товары доставить», − пояснил представитель Минфина.
Кайрат Маубаев в качестве примера привел курьезный случай, когда китайские товары, предназначенные на день святого Валентина, доехали до Европы лишь к 8 марта. Это произошло из-за долгих процедур на границах.
В Минфине заверили, что такой заем выгоден обеим сторонам. Если Китай сможет скорее доставлять свой товар в страны Европы, то Казахстан за счет увеличения транзита и использования дорожного сервиса и инфраструктуры будет пополнять налоговые отчисления на 300 млрд тенге в год (прим. − около 800 млн долларов).
На 2 млрд юаней планируется замена инспекционно-досмотрового комплекса на пункте пропуска «Достык» («Дружба», расположен в Восточном Казахстане на границе с Китаем). Там оборудование не меняли на протяжении 16 лет, из-за чего оборудование сильно износилось, и в разы увеличилась стоимость сервисного обслуживания.
За 20 лет, по прогнозам профильного ведомства, на обслуживание нового оборудования будет потрачено 441 млн юаней (прим. − свыше 65 млн долларов). Общая сумма по погашению льготного кредита Казахстаном составит 2,5 млрд юаней (прим. − 372 млн долларов).
Благодаря новой технике, которую, согласно договору, Казахстан обязан приобрести у китайской стороны, включая программное и сервисное обслуживание, на автомобильных пунктах пропуска скорость проезда транспорта увеличится в пять раз.
Также в Минфине пояснили, что сейчас Казахстан и Китай не связывают прямые правительственные займы. В рамках гарантированного государственного долга имеется 1 млрд 200 млн долларов. Все эти займы направлены на развитие автодорожной отрасли. В целом в государственном портфеле Казахстана имеется 3,15 млрд долларов кредитных займов, взятых у Международного, Европейского и Азиатского банков развития.
После одобрения ратификации комитетом по финансам и бюджету сената документ направляется на пленарное заседание палаты. Ранее документ был одобрен на заседании мажилиса.