Проблемный материал о наметившейся экономической эмиграции местных предпринимателей в Казахстан размещен на сайте ФГУП ВГТРК ГТРК «Оренбург» vestirama.ru. ИА «NewTimes.kz» приводит его полностью.
«В производственной сфере Оренбуржья наметилась новая тенденция. Прямо сказать, тревожная. В Казахстане появились зоны с особым экономическим статусом. И вот туда ушел первый оренбургский производственник. Им стал известный предприниматель Сергей Сибикин. Некогда он был областным депутатом, активным политиком, который позиционировал себя в качестве патриота. И вот теперь он отправился в экономическую эмиграцию.
«Я люблю свою родину, скажем так, но математика и бизнес заставляют думать несколько по-иному. Меня часто спрашивают, хочу ли я переехать в Казахстан. Нет, я туда переезжать не хочу. Но работать там буду», - говорит директор ООО «Железобетон» Сергей Сибикин.
Еще 20 лет назад площадь перед заводом железобетонных изделий была с утра буквально запружена КАМАЗами, которые ждали отгрузки продукции. Сегодня здесь пустынно, а на складах продукции столько, что можно построить несколько девятиэтажных домов.
Железобетонная продукция сегодня востребована на западе и в центре Оренбургской области. На востоке из 11 предприятий остались единицы. Нерентабельно. Общество «Железобетон» в настоящее время работает всего на 7% от своих потенциальных мощностей. Увидеть очереди за железобетонными изделиями еще можно. Но, увы, не в России, а в сопредельном Казахстане. В ожидании тех же бетонных плит строители иногда простаивают по две-три недели. И чтобы не допускать таких простоев, строительные организации делают предоплату еще зимой.
«Мы на сегодняшний день абсолютно неконкурентоспособны. По ряду причин. Наша аналогичная продукция в среднем на 20% дешевле. И я не исключаю такую возможность, что на следующий год эта продукция пойдет сюда», - комментирует директор ООО «Железобетон».
Когда Сергей Сибикин говорит «наша продукция», он имеет в виду произведенную в Казахстане. Предприятие по производству ячеистого газобетона в Актобе он открыл два года назад. Создал более сотни рабочих мест.
«Мы вошли туда с серьезными инвестициями. То есть привлекли фонды государственного инвестирования. Инвестиционный фонд Казахстана нам предоставил площадку, оборудование дал на пятилетний срок под 0% годовых», - говорит Сибикин.
О причинах, по которым орский предприниматель переносит свой бизнес на территорию сопредельного государства, долго рассуждать не приходится. Дизельное топливо в России стоит 47 рублей. В Казахстане - 32. Сжиженный газ в России - 24 рубля. У соседей - 10. Сетевой газ у нас стоит 6 рублей, там – 2,5 рубля. Электроэнергия: киловатт/час в России - 7 рублей. В Казахстане - 3 рубля. Наконец, налоги на заработную плату в России - 30%. На сопредельной территории - 28%. Что касается налогов на землю и имущество, то они в десятки раз ниже российских.
«Нет вопросов с подключениями электроэнергии. С сетевыми компаниями все вопросы разрешились в считанные дни. Заявка - пять дней – и решение», - констатирует директор ООО «Железобетон».
Что касается цифр от Сергея Сибикина, то не стоит понимать все буквально. Низкие цены - зачастую свидетельство более низкого уровня жизни. Давно подсчитано, что средний россиянин, по местным ценам, на свою зарплату может купить больше бензина, чем казахстанец по казахстанским. И налоги в Казахстане ниже, например, потому, что там не тратятся на оборону. А нам приходится. Но при этом товар, произведенный в Казахстане, оказывается конкурентоспособнее. А работа государственных структур - намного быстрее и эффективнее. Сергея Сибикина можно, конечно, осудить. Но не стоит забывать, что он предприниматель и работает ради прибыли. Евразийский союз - экономическая реальность, не всегда выгодная для России, но к ней нужно приспосабливаться. Особенно когда перед областью стоит реальная перспектива потери налогов и рабочих мест. Есть повод задуматься».