Периодически в пабликах появляются взволнованные письма о том, что за соседскими стенами раздаются крики родителей и истеричный детский плач. Как разобрать, что происходит — у уставшей мамы ненадолго сдали нервы или над ребенком издеваются и бьют его? А что потом делать, если окажется, что его все-таки избивают? С этими вопросами корреспондент ИА «NewTimes.kz» обратилась в органы опеки и попечительства.
В одной из групп в Facebook как-то появился пост, в котором женщина спрашивала совета. Ее подруга жаловалась на соседей сверху — оттуда неслись нецензурная ругань и детский плач.
Когда подруга поднялась к ним узнать, что случилось, услышала популярную фразу: «Занимайтесь своими детьми, к нам не лезьте».
Женщина после рассказа подруги разволновалась и попросила совета. В ответ услышала массу комментариев, которые можно было условно поделить на две мысли: «не лезьте в чужую семью, с детьми и так тяжело» и «срочно звоните в полицию, вдруг их убивают».
Однако, несмотря на убедительность аргументов многодетных мам под тем постом, нельзя забывать: нередко люди погибают в результате многолетнего домашнего насилия, на которое закрывали глаза и уши, в том числе и соседи. Иногда это происходит и с детьми.
Мы обратились в отдел опеки и попечительства при управлении образования города Нур-Султана за советом. Руководитель отдела Гулим Джусупова сразу же сформулировала рекомендации для тех неравнодушных соседей, которых беспокоит состояние чужого ребенка и его родителей.
«Не нужно стесняться и важно проявлять гражданскую позицию. Постучаться к ним, зайти в квартиру и сказать: «Вы знаете, я часто слышу крики, плач ребенка, будьте добры, скажите, что происходит?»
После предупредить, что если такое продолжится, то есть повод обратиться в органы опеки и попечительства.
Был случай, когда ребенок часто плакал в вечернее время. К нам обратились соседи, но сказали, что попробуют сами поговорить.
И выяснилось, что в это время ребенок приходит из детского сада, начинает капризничать при родителях, лежит на полу и топает ножками, а взрослые просто ждут, когда он сам успокоится. Соседи потом звонили нам, сказали, что разобрались.
Конечно, могут быть и неадекватные граждане, которые могут сказать, мол, не лезьте в нашу жизнь, мы ничего не скажем. Но в таком случае, я думаю, лучше перестраховаться и позвонить в органы опеки.
Или хотя бы обратиться к участковому полицейскому, чтобы он зашел в нужную квартиру и проверил ситуацию», — порекомендовала Гулим Джусупова тем, кто хочет самостоятельно разобраться с соседями.
В столице сознательных граждан немало — звонки поступают почти каждый день. И на каждый тревожный сигнал органы опеки обязаны выехать.
«У нас работают телефоны доверия: 111* или 150*, также можно позвонить на 109 в iKomek. Если в неделю поступает 4-5 звонков, то в месяц это 20-30 обращений, на которые мы выезжаем.
Мы в обязательном порядке едем по каждому адресу совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних из ювенальной полиции, проверяем, действительно ли есть факт жестокого обращения.
Прибыв по обозначенному адресу, представляемся, говорим о поступившем заявлении, осматриваем квартиру на предмет благополучия. Бывают ведь запахи специфические, например, алкоголя, родители могут вести себя неадекватно.
Обязательно осматриваем ребенка. Разговариваем с ним, спрашиваем, бьют ли его, ругают ли.
Если ребенок подтверждает, что мама бьет его каждый день, мы должны передать информацию в органы прокуратуры, вызвать управление здравоохранения. Но таких случаев пока не было», — рассказывает руководитель отдела опеки.
За три года ее работы в отделе только однажды подтвердились опасения бдительных соседей.
«Только один случай подтвержденный есть. В отношении ребенка было жестокое обращение со стороны сожителя мамы, его посадили, насколько знаю, на 10 лет тюрьмы.
Мать сначала привлекли к административной ответственности, а потом ограничили ее в правах, потому что она умолчала о жестоком обращении с ее ребенком.
Но в суде она смогла доказать, что это было от страха, и ее восстановили в родительских правах. Сейчас мы за ней наблюдаем и проверяем регулярно», — объяснила Гулим Джусупова.
Ограничение в правах — мера более мягкая. Нерадивых родителей могут и лишить родительских прав.
«Вообще, судом предусмотрены две меры — ограничение в родительских правах до шести месяцев и лишение родительских прав.
Лишение — это крайняя мера, и такое наказание выносит только суд.
Если мы видим, что мать может исправиться, взяться за ум, то речь идет только об ограничении. Шесть месяцев наблюдаем, как в семье меняются детско-родительские отношения. Потом она обращается в суд и восстанавливается в родительских правах.
Если за шесть месяцев мы не видим изменений и улучшений, то выносим иск о лишении родительских прав», — пояснила глава отдела опеки.
Напоследок она отметила, что часто разговоры на повышенных тонах у соседей связаны с бытовыми вопросами.
«Когда мы выезжаем, выясняется, например, что ребенок заболел, температурил всю ночь и поэтому плакал. Родители показывают документы и объясняют, что плакал он из-за болезни.
Бывает, приезжаешь после звонка, мол, ребенка ругают, а оказывается, с ним просто домашнюю работу делают. Но мы все равно проводим разъяснительную работу, объясняем, что должно быть уважительное отношение к детям.
В общем, в таких случаях проводим профилактические беседы обычно. Но это, конечно, хорошо, что в обществе нулевая терпимость, особенно к плохому обращению с детьми. И хорошо, что у нас такие сознательные граждане, которые сразу звонят на 102, 109 или в органы опеки», — резюмировала Гулим Джусупова.
*111 — телефон доверия круглосуточной экстренной службы
*150 — национальный телефон доверия для детей и молодежи по психологической и правовой поддержке