пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

«Были мурашки по телу»: Чего ожидать от похода в АЛЖИР

В 40 километрах от Нур-Султана находится музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма АЛЖИР. Ежегодно 31 мая ― в день памяти жертв политических репрессий и голода — здесь проводили памятные мероприятия и встречали потомков узниц лагеря. Но в этом году все изменилось.  Во время режима ЧП музей АЛЖИР был закрыт, все экскурсии проводились в режиме онлайн, рассказала  ИА «NewTimes.kz»  сотрудница музея Айнур Ашимова.

Фото: Пресс-служба управления культуры и спорта
Фото: Пресс-служба управления культуры и спорта

3 декабря 1937 года был издан приказ о создании спецотделения Карлага. Это был АЛЖИР ― Акмолинский лагерь жен изменников родины, где до 1958 года «отбывали наказание» 8 тыс женщин.

Спустя 50 лет был издан указ об открытии музейно-мемориального комплекса АЛЖИР в селе Акмол.

Стоит отметить, что на карантине музей АЛЖИР функционировал дистанционно. Привычные экскурсии мини-группами сменились онлайн-трансляциями.

«Мы работали в онлайн-режиме, создавали видеоролики, проводили онлайн-лекции, выставки со студентами, школьниками. На 31 мая подготовили видеоролик. В последнее время у нас много онлайн-экскурсий проходит.  Мы проводим онлайн-экскурсии до 15 человек через Zoom. Также ведем прямые эфиры в Instagram», — рассказывает специалист музея АЛЖИР Айнур Ашимова.

Собеседница отмечает, что у нынешних школьников интерес к музейным экскурсиям не пропал, в свою очередь сотрудники АЛЖИРА тщательно готовятся к каждой встрече с гостями и стараются донести информацию об истории лагеря и его узницах.

«Это судьбы людей, которые прошли через все это. Я считаю, что подрастающее поколение должно знать, через какой ужас и ад прошли реальные люди, чтобы подобное больше не повторилось. К нам начинают приводить с 4 класса, приучают их к походам в музеи, мы, конечно, текст повествования для них смягчаем. Не говорим такие слова, как «расстреляли» заменяем на «лишили жизни незаконно». Смягчаем, чтобы они более облегченно воспринимали. У детей есть интерес к истории», — делится Айнур.

Она уверяет, АЛЖИР принимает посетителей со всего Казахстана и мира. За годы работы в музее собралось много интересных и важных экспонатов, в том числе личные вещи узников.

«У нас есть личные вещи мамы Майи Клесторной, которую привезли сюда в возрасте 4 месяцев. Есть личные вещи Азизы Рыскуловой, супруги Турара Рыскулова. В основном это платья, их вышивки, одеяльца ,в которое кутали Майю Клесторную. Это все в оригинале. Скульптуры, которые женщины выполнили своими руками. После мы отреставрировали и выставили в экспозиционно-выставочный зал», — признается она.

 «Люди, которые через это прошли реальны. Каждая женщина уникальна, каждая узница АЛЖИРА со своей судьбой. Очень много легенд здесь, конечно же, этот музей трагический, судьбы здесь тяжелые, истории тяжелые. В основном эти легенды захватывают дух», — признается Айнура.

Для нее экспонаты узниц АЛЖИРА не просто куклы, она знакомится с тяжелой судьбой каждой из них через книги, истории и личные вещи.

«Мы привыкли к этому, каждая женщина для нас, как подруга. Мы знаем каждую и привыкли ко всему этому. Я работаю недолго около года, морально было немного тяжело, так как этот  лагерь находился на месте этого поселка. Зная все это, были мурашки по телу, я очень долго не могла привыкнуть, для меня это было тяжело, но со временем привыкаешь, читаешь книги, знакомишься с женщинами, многие не сдерживают своих слез», — заключила она.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0