В столичном парке растет самое старое дерево города — ему уже более 120 лет. Это известный многим коренным жителям черный тополь, одно из мест притяжения в старом городе и объект многих архивных снимков местных старожилов. Несмотря на историю и важность, дерево не защищено и не имеет никакого статуса. Поэтому сейчас начался сбор подписей в защиту этого места памяти, передает ИА «NewTimes.kz».
Черный тополь настолько хорош, что ему посвящен инстаграм-аккаунт под названием «Ветви памяти».
Его создал Темиртас Искаков, автор посвященного столице проекта «Fading TSE», собрав множество снимков астанчан и рассказав историю ветвистого старожила.
«По различным сведениям, черный тополь был посажен в конце XIX века во время закладки Заишимского парка (питомника) стараниями акмолинских предпринимателей и интеллигенции. В 1890-1893 годах парк на левом берегу Ишима засаживался вековыми деревьями. В архивах сохранились имена патриотов, садивших эти деревья, — это аптекарь Петр Путилов, купец Халиулла Нигматуллин, врач Чигловский. Одно из этих деревьев сохранилось и по сей день. Это и есть наш Старый тополь», — рассказывает об историческом месте проект «Fading TSE».
Как оказалось, автор генплана столицы Кисе Курокава еще много лет назад рекомендовал внести тополь в список памятников истории и культуры. Сейчас же проект начал сбор подписей в поддержку этой инициативы.
«Объявляем сбор подписей в поддержку нашей инициативы по включению Старого тополя в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Подписи будут включены в наше обращение на имя акима города Нур-Султана. Последний год мы собирали исторические снимки горожан с этим деревом, часть из которых опубликована в альбоме @vetvi.pamyati. Эти снимки, мнение экспертов и подписи горожан мы адресуем городской администрации. Подпишите обращение по ссылке в профиле. Расскажите о петиции друзьям и родным! Это наш город – не оставайтесь в стороне!» — призывает проект астанчан.
Любой желающий может подписать петицию, перейдя по этой ссылке.
«В столичном парке на набережной реки Есиль находится самое старое дерево города – 120-летний черный тополь (далее Старый тополь). Старый тополь является достопримечательностью города, имеет большой туристический потенциал. Несмотря на историческую и культурную ценность для горожан, Старый тополь до сих пор не имеет официального статуса и не входит в Государственный список памятников. Более того, последние 3 года дерево находится за забором c колючей проволокой, доступ к нему ограничен. Его будущее тревожит жителей и гостей города.
Просим Вас содействовать инициативе проекта «Fading.TSE: Ретроспектива столицы» и дать поручения соответствующим управлениям акимата и/или ответственным организациям, чтобы:
— демонтировать забор вокруг дерева для обеспечения жителям и гостям города (в т.ч. иностранным) доступа к памятному дереву;
— начать работу по включению Старого тополя в государственный список памятников истории и культуры местного значения, согласно закону, как памятник архитектуры и градостроительства для обеспечения его сохранности и охраны государством;
— установить памятную табличку (мемориальную доску) возле дерева для его популяризации и создания туристической привлекательности», — говорится в тексте петиции.
А вот с какой нежностью и уважением жители столицы вспоминают для проекта «Ветви памяти» старый черный тополь.
«Гуляли с дочерью в начале марта 2012 года по льду Ишима и пришли к любимому дереву. Пытались обнять, но там нужно 4 человека, чтобы это воплотить. Немножечко полазили по разветвлению трех стволов. У этого дерева есть фото моей мамы в девичестве. Это дерево помнит прикосновения тысяч рук. Слышало сотни тысяч признаний в любви». Воспоминание и фото Татьяны Поспеловой
«Это дерево нам очень памятно. Возле него мы встречались с друзьями, загорали, купались. Когда дети появились, ходили к нему всей семьей. Рядом в камышах ловили раков – значит, Ишим был чистый, в грязной воде раки не живут. Это было во второй половине 70-х. Рядом ездил поезд по детской железной дороге. На этом фото я уже с внуком Владом. Сейчас ему 18 лет, и он учится в университете. До сих пор, идя в парк, проходим мимо этого тополя, жаль, что оно сейчас в чьем-то плену». Воспоминание и фото Людмилы Алфеевны Старых
«На фотографии мне 20 лет. Я только вернулся из армии, а фотографирует моя любимая, которая, несмотря на все трудности, дождалась меня со службы. Мы сделали памятные фото с деревом в июне 1998, а уже в ноябре того же года поженились. И вот теперь, вспоминая те времена, понимаем, что прекрасные чувства не знают времени». Воспоминание и фото Виктора Люппа.
«Уехав далеко и давно из Целинограда, только в душе хранишь память о чем-то дорогом, в том числе об этом Великом Дереве. Сколько раз я любовалась им, а уж сколько оно видело-перевидело. Только бы с ним ничего плохого не случилось… Много ли таких объектов? Ведь единицы. Я и сама из веточки тополя, поставленного в воду в феврале и пустившего сначала корни, а потом клейкие листочки, вырастила на даче тополь. Смотрела, как он рос год от года... Большой вырос. Его так и называли — Аллин тополь. Спилили... Дача наша была «Сады Мичурина» за старым аэропортом, у канала Ишим–Нура». Из воспоминаний Аллы Косякиной, фото из архива Нурмухамата Имамова