В 2016 году Нурсултан Назарбаев, выступая на первой сессии парламента VI созыва, упомянул и тему налогового кодекса. Спустя четыре года Касым-Жомарт Токаев, выступая уже на первой сессии парламента нового созыва, сделал акцент на упрощении этого кодекса и пообещал, что пострадавшим от пандемии бизнесменам помогут, а в целях развития предпринимательства создадут более комфортные условия для его ведения. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» опросила несколько представителей МСБ и узнала, чем именно на сегодня они недовольны и на что надеются.
Амир Давлетов, предприниматель:
«Думаю, было бы правильно увеличить порог перехода на НДС или же разделить пороги по ОКЭДам. Насколько я знаю, в РФ пороговая выручка перехода на НДС в эквиваленте тенге — свыше миллиарда в год, в то время как в РК — в 10-12 раз меньше.
Это позволило бы бизнесам заняться реальными вопросами роста, нежели дробиться на разные юрлица и создавать «холдинг микрокомпаний». Фактически бухгалтерия становится большим якорем, замедляющим рост. Выходит так, что в малом бизнесе НДС мало кто платит (все равно дробятся на разные ипэшки), так и расти нормально не получается».
Айна, ювелир, ИП:
«У меня маленький магазин в Instagram, я продаю изделия ручной работы. Так как это hand made, то и стоит дорого, поэтому заказов у меня немного. К тому же для меня это лишь хобби. Но я по-честному открыла ИП, есть кассовый аппарат, плачу налоги. И вот что меня напрягает: у меня дважды было такое, что по налогам оставалась задолженность, пару тенге. Я сама веду бухгалтерию и иногда немного ошибаюсь в расчетах.
Ну почему, когда у меня долг один тенге, нельзя прислать уведомление доплатить, а не блокировать сразу все мои счета? К тому же блокируют не один тенге, а сразу все деньги. Уже дважды было такое до пандемии. Зато меня смешит, что мой бывший муж, который должен нам с сыном 4 млн тенге, с легкостью пересекает границу туда-сюда и счета его никто не блокирует. Вот это несовершенство налоговой системы очень раздражает».
Сергей, предприниматель, хозяин СТО:
«Меня раздражает бюрократия. Сегодня ЦОНы работают на отлично, уже почти из дома выходить не надо, чтобы получить документы. Но в налоговой до сих пор волокита. У меня все работает отлично, нет трудностей, но как только возникает необходимость контактировать с ДГД — ступор. Будто современных технологий больше не существует. Нужно обязательно ехать туда, какие-то бумажки, дозвониться невозможно. В общем, я очень жду полной цифровизации в данной сфере».
Айнур, хозяйка продуктового магазина, ИП:
«Меня не устраивают карательные меры отдельных сотрудников — как полиции, так и тех, кто курирует сферу бизнеса. В пандемию появилось постановление о необходимости установить в магазине антисептики и постелить дезинфицирующий коврик. Я не успела купить, потому что их вмиг расхватали. Заказала, пообещали, что доставят. Но ко мне проверка пришла раньше, и, несмотря на все мои объяснения, суд постановил арестовать меня на сутки.
Да, я фактически нарушила, но это от меня не зависело ведь? Почему нельзя было хотя бы ограничиться штрафом. Или дать мне время на реализацию этого поручения, а потом снова прийти с проверкой. Обидно, что в точках общепита, где должны проводить жесточайшие проверки, так сильно не наказывали владельцев, как малых предпринимателей, во время пандемии. Я разобралась с этой историей, конечно, мне помогли в палате предпринимателей и знакомые юристы. Но все равно неприятно.
Хотя несправедливо будет игнорировать тот факт, что Токаев как-то пытается помочь малому бизнесу. Я была вынуждена платить аренду, когда мы не могли нормально работать, но зато появились послабления в части налоговых отчислений в виде отсрочек, а моей подруге-предпринимательнице рефинансировали кредит. Вот за такое, конечно, я благодарна».