Семейная пара из Тараза, Максат и Алина Бекбембетовы, отсудили у местной христианской общины свидетелей Иеговы более 2 млн тенге за моральный вред «их психическому здоровью». С подросткового возраста они регулярно посещали собрания религиозной организации и читали христианские книги, а потом неожиданно вышли из общины и подали на нее в суд, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Светлана Глушкова.
Пять лет назад Максат Бекбембетов стал атеистом. Хотя до этого большую часть своей жизни считал себя свидетелем Иеговы. Алина стала посещать служения организации вместе со своей матерью еще в десятилетнем возрасте.
Жизнь без общины, по словам мужчины, далась ему непросто. С ним перестали общаться все его родные: мать, сестры, братья. Они также являются свидетелями Иеговы. Максат утверждает, что ему «надо было отвоевать свое право с ними общаться, нормальное отношение к себе», доказать свою правоту, и поэтому он стал судиться. Сначала Таразский городской суд присудил ему компенсацию за моральный вред пребывания в общине и чтение литературы, а в сентябре Верховный суд Казахстана поддержал вынесенное решение.
«Когда ты уходишь, к тебе относятся как к низшей касте, и это очень сильно задевает, и тогда я и начал свою идеологическую борьбу. И, конечно, победа в суде — это триумф, это радость. Неважно, какую сумму я получил, для меня главное — победа. Я смог доказать, что они не правы. Они говорят, что ты воюешь против Бога, нет, я воюю против людей», — говорит Максат Бекбембетов.
По его словам, «последней каплей» выхода его из общины стал частый «апгрейт учений». Он утверждает, что в общине это делали пять раз и постоянно передвигали дату прихода Армагеддона (битвы Иеговы с Сатаной), а в зависимости от этого учения дата конца света то отдалялась, то приближалась.
«Они видят, что время идет, судный день не настает, чтобы удержать паству, своих прихожан, нужно что-то менять, что-то делать. Это меня возмутило. Я стал об этом говорить, задавать неудобные вопросы. Но критика в рядах свидетелей Иеговы считается и воспринимается как прямой бунт, тебя стараются отстраниться и выгнать», — говорит Максат Бекбембетов.
Он отмечает, что были и другие вопросы к свидетелям Иеговы, которые его возмущали. Позже он стал вообще сомневаться: угодна ли эта христианская организация Богу? После выхода из общины Максат Бекбембетов почувствовал, по его словам, что он был все это время оторван от общества, находился в изоляции, и не знал, как адаптироваться к дальнейшей жизни в социуме.
«Ты как будто выпал за борт корабля. Ты должен как-то адаптироваться к течению, волнам, к этому холоду. Так же как и те, кто ушел из организации, должны адаптироваться к окружающей среде, они не умеют даже правильно общаться с людьми. Они запрещают всякое общение, кто не является свидетелем Иеговы. У меня была такая проблема, какая-то излишняя доверчивость. Все, с кем работали, были свидетелями Иеговы, а теперь ты один. Я сам не понимал, что надо делать, чтобы в него влиться, из-за этого какая-то депрессия была», — говорит Максат Бекбембетов.
Согласно судебному решению Таразского городского суда, у семейной пары Бекбембетовых обнаружены абсолютно идентичные психические заболевания «в виде обсессивно-компульсивного расстройства с формированием психической зависимости от пребывания в церкви, что носит длительный характер — более 19 лет». Также им диагностировали неврастению в результате «тяжелого стресса и нарушения адаптации в виде смешанной тревожной и депрессивной реакции». По заключению двух психиатров и психолога, у Бекмембетовых выявлено «состояние измененного сознания, что в свою очередь приводит к психическому расстройству или обострению психических заболеваний». Произошло это, по мнению суда, из-за посещения общины и долгого чтения литературы свидетелей Иеговы. Также в рамках суда проведена и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза религиозной̆ литературы (16 разных книг) на предмет воздействия на личность.
«Мы работали с серьезными врачами-психотерапевтами из городской психиатрической больницы. Там врачи подтвердили, что нам нужна серьезная реабилитация и мы нуждаемся в хорошем лечении. Мы лекарства не принимали, мы приходили, посещали, с нами разговаривали подолгу от трех до четырех специалистов. Мы много тестов прошли, и на их основании нам делали заключение, что нужна такого рода помощь. Эти беседы нам очень хорошо помогли. Но все равно мы переживаем сложные моменты. Но последствия пребывания в этой организации никуда не деваются, бывают моменты, что себя чувствуешь потерянным. Это направленность такая, ближе к депрессии, но у нас в Казахстане я никогда не слышал, чтобы депрессию медикаментозно лечили, как за рубежом», — говорит Максат Бекбембетов.
По мнению независимого психиатра Екатерины Мироновой, теоретически у супругов могут быть два одинаковых заболевания. Их заболевания не относятся к категории психотического уровня, они могут вести обычную жизнь. Эти вопросы возникли к Бекбембетовым, когда они, страдая от депрессии и неврастении, занялись активизмом. Они официально зарегистрировали общественный фонд TERRA LIBERA по борьбе с христианской общиной свидетелей Иеговы, провели санкционированный властями митинг, хотя в Казахстане чаще разрешение на такие мероприятия не дают. Один из учредителей созданной организации, также бывший прихожанин общины, полетел на ежегодную конференцию ОБСЕ в Варшаву пожаловаться на свидетелей Иеговы в Казахстане.
По словам представителя международного религиозного объединения «Христианская община свидетелей Иеговы», юриста Владимира Воеводина, подобные суды — это позор и очень тревожный сигнал для общества, так как происходят нападки на официально зарегистрированные религиозные объединения в Казахстане и на свободу религии в целом.
«Истцы (Максат и Алина Бекбембетовы) известны своими ксенофобскими заявлениями и нетерпимостью по отношению к мирной международной религиозной организации «Свидетели Иеговы». И я боюсь, что позиция суда свидетельствует о существовании за кулисами определенных сил, которые хотят вернуть Казахстан в 1930-е годы, когда вера в Бога и смелость иметь личные убеждения могли привести человека к заключению в лагеря на долгие годы. Мы видим тенденцию к этому в некоторых соседних странах, и я бы очень не хотел, чтобы это пришло к нам в Казахстан. Подобное ущемление религиозных прав граждан опасно для всего нашего многонационального и многокультурного общества», — говорит Владимир Воеводин.
Он также считает, что решение Таразского городского суда «в корне ошибочным, так как было допущено неправильное применение закона — необъективное, несправедливое и необоснованное». Также, по его мнению, «это открытое нападение на добропорядочную религиозную группу, исковые требования иррациональны, и истцы не предоставили убедительные доказательства».
«В этом деле имеются многочисленные нарушения: нет психиатрической экспертизы по данным гражданам, решение было основано исключительно на предполагаемом проведенном психолого-психиатрическом исследовании (что недопустимо), изготовленном и оплаченном по заказу представителя истцов. Это непрофессиональное исследование было убедительно опровергнуто другими медицинскими специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Истцы никогда не проходили и не проходят никакого психиатрического лечения, они не принимают никаких прописанных лекарств от психического расстройства, они трудоспособны и социально адаптированы. Невольно возникает вопрос: на каком основании суд пришел к выводу, что им был причинен психический вред? Фактически суд не получил ни одного надлежащего медицинского документа, подтверждающего иск», — говорит Владимир Воеводин.
Он также отметил, что они предоставили суду аргументированные заключения ведущих медицинских специалистов, лингвистов, психологов и психиатров Казахстана, которые в один голос говорили о необоснованности и абсурдности заявлений истцов и научной несостоятельности предоставленных ими «заказных исследований». Но суд, как утверждает юрист, просто проигнорировал эти документы.
По мнению филолога, доцента Костанайского государственного педагогического института Галины Мустакимовой, заключение государственного Центра судебных экспертиз о 16 книгах свидетелей Иеговы нельзя считать всеобъемлющим, полным, научно обоснованным», так как 63 процента этого заключения идентичны (плагиат) российскому заключению комплексного комиссионного психолого-религиоведческого исследования на религиозную литературу свидетелей Иеговы» Горно-Алтайского государственного университета.
Дело Бекбембетовых далеко не единственное в Казахстане. Свои судебные претензии к свидетелям Иеговы в 2019 году выразили бывшие прихожане Ергали Абишев и его жена Ирина Кван. Они также получили через суд моральную компенсацию за так называемое пребывание в общине в 1 миллион тенге. В их деле также фигурировал «вред психическому здоровью». Абишев стал соучредителем Бекбембетова по организации TERRA LIBERA и на конференции ОБСЕ в Варшаве рассказывал о неспособности правительства Казахстана привлечь к ответственности руководителей общины.
В международных отчетах правозащитных организаций Казахстан из года в год находится в списке стран, где нарушают свободу вероисповедания граждан. Практика преследования религиозных объединений в Казахстане идет с советских времен. И почти из года в год разыгрываются похожие сценарии. Так в 2014 году в Астане к четырем годам тюрьмы условно приговорили пастора церкви «Благодать» Бахытжана Кашкумбаева. Его также обвинили в причинении «умышленного тяжкого вреда» психическому здоровью бывшей прихожанки. Хотя сама женщина претензии к пастору не имела.
Про так называемые методы психологического и психотерапевтического воздействия говорили и в деле пасторов церкви «Новая жизнь» Максима Максимова и Сергея Заикина в 2019 году. Заочно их (пасторы на тот момент уже находились в США) приговорили к пяти и четырем годам соответственно за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и по другим уголовным статьям. Группа прихожан церкви также заявила, что они попали под психологическое и психотерапевтическое воздействие пасторов. По этой причине они в течение нескольких лет посещали «Новую жизнь» и делали пожертвования для церкви.