«За вред психическому здоровью» бывшие свидетели Иеговы отсудили более 2 млн тенге

Семейная пара из Тараза, Максат и Алина Бекбембетовы, отсудили у местной христианской общины свидетелей Иеговы более 2 млн тенге за моральный вред «их психическому здоровью». С подросткового возраста они регулярно посещали собрания религиозной организации и читали христианские книги, а потом неожиданно вышли из общины и подали на нее в суд, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Светлана Глушкова.

«За вред психическому здоровью» бывшие свидетели Иеговы отсудили более 2 млн тенге

Пять лет назад Максат Бекбембетов стал атеистом. Хотя до этого большую часть своей жизни считал себя свидетелем Иеговы. Алина стала посещать служения организации вместе со своей матерью еще в десятилетнем возрасте.

Жизнь без общины, по словам мужчины, далась ему непросто. С ним перестали общаться все его родные: мать, сестры, братья. Они также являются свидетелями Иеговы. Максат утверждает, что ему «надо было отвоевать свое право с ними общаться, нормальное отношение к себе», доказать свою правоту, и поэтому он стал судиться. Сначала Таразский  городской  суд присудил ему компенсацию за моральный вред пребывания в общине и чтение литературы, а в сентябре Верховный суд Казахстана поддержал вынесенное решение.

«Когда ты уходишь, к тебе относятся как к низшей касте, и это очень сильно задевает, и тогда я и начал свою идеологическую борьбу. И, конечно, победа в суде — это триумф, это радость. Неважно, какую сумму я получил, для меня главное — победа. Я смог доказать, что они не правы. Они говорят, что ты воюешь против Бога, нет, я воюю против людей», — говорит Максат Бекбембетов.

По его словам, «последней каплей» выхода его из общины стал частый «апгрейт учений». Он утверждает, что в общине это делали пять раз и постоянно передвигали дату прихода Армагеддона (битвы Иеговы с Сатаной), а в зависимости от этого учения дата конца света то отдалялась, то приближалась.

«Они видят, что время идет, судный день не настает, чтобы удержать паству, своих прихожан, нужно что-то менять, что-то делать. Это меня возмутило. Я стал об этом говорить, задавать неудобные вопросы. Но критика в рядах свидетелей Иеговы считается и воспринимается как прямой бунт, тебя стараются отстраниться и выгнать», — говорит Максат Бекбембетов.

Он отмечает, что были и другие вопросы к свидетелям Иеговы, которые его возмущали. Позже он стал вообще сомневаться: угодна ли эта христианская организация Богу? После выхода из общины Максат Бекбембетов почувствовал, по его словам, что он был все это время оторван от общества, находился в изоляции, и не знал, как адаптироваться к дальнейшей жизни в социуме.

«Ты как будто выпал за борт корабля. Ты должен как-то адаптироваться к течению, волнам, к этому холоду. Так же как и те, кто ушел из организации, должны адаптироваться к окружающей среде, они не умеют даже правильно общаться с людьми. Они запрещают всякое общение, кто не является свидетелем Иеговы. У меня была такая проблема, какая-то излишняя доверчивость. Все, с кем работали, были свидетелями Иеговы, а теперь ты один. Я сам не понимал, что надо делать, чтобы в него влиться, из-за этого какая-то депрессия была», — говорит Максат Бекбембетов.

Согласно судебному решению Таразского городского суда, у семейной пары Бекбембетовых обнаружены абсолютно идентичные психические заболевания «в виде обсессивно-компульсивного расстройства с формированием психической зависимости от пребывания в церкви, что носит длительный характер — более 19 лет». Также им диагностировали неврастению в результате «тяжелого стресса и нарушения адаптации в виде смешанной тревожной и депрессивной реакции». По заключению двух психиатров и психолога, у Бекмембетовых выявлено «состояние измененного сознания, что в свою очередь приводит к психическому расстройству или обострению психических заболеваний». Произошло это, по мнению суда, из-за посещения общины и долгого чтения литературы свидетелей Иеговы. Также в рамках суда проведена и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза религиозной̆ литературы (16 разных книг) на предмет воздействия на личность. 

«Мы работали с серьезными врачами-психотерапевтами из городской психиатрической больницы. Там врачи подтвердили, что нам нужна серьезная реабилитация и мы нуждаемся в хорошем лечении. Мы лекарства не принимали, мы приходили, посещали, с нами разговаривали подолгу от трех до четырех специалистов. Мы много тестов прошли, и на их основании нам делали заключение, что нужна такого рода помощь. Эти беседы нам очень хорошо помогли. Но все равно мы переживаем сложные моменты. Но последствия пребывания в этой организации никуда не деваются, бывают моменты, что себя чувствуешь потерянным. Это направленность такая, ближе к депрессии, но у нас в Казахстане я никогда не слышал, чтобы депрессию медикаментозно лечили, как за рубежом», — говорит Максат Бекбембетов.

По мнению независимого психиатра Екатерины Мироновой, теоретически у супругов могут быть два одинаковых заболевания. Их заболевания не относятся к категории психотического уровня, они могут вести обычную жизнь. Эти вопросы возникли к Бекбембетовым, когда они, страдая от депрессии и неврастении, занялись активизмом. Они официально зарегистрировали общественный фонд TERRA LIBERA по борьбе с христианской общиной свидетелей Иеговы, провели санкционированный властями митинг, хотя в Казахстане чаще разрешение на такие мероприятия не дают. Один из учредителей созданной организации, также бывший прихожанин общины, полетел на ежегодную конференцию ОБСЕ в Варшаву пожаловаться на свидетелей Иеговы в Казахстане.

По словам представителя международного религиозного объединения «Христианская община свидетелей Иеговы», юриста Владимира Воеводина, подобные суды — это позор и очень тревожный сигнал для общества, так как происходят нападки на официально зарегистрированные религиозные объединения в Казахстане и на свободу религии в целом.

«Истцы (Максат и Алина Бекбембетовы) известны своими ксенофобскими заявлениями и нетерпимостью по отношению к мирной международной религиозной организации «Свидетели Иеговы». И я боюсь, что позиция суда свидетельствует о существовании за кулисами определенных сил, которые хотят вернуть Казахстан в 1930-е годы, когда вера в Бога и смелость иметь личные убеждения могли привести человека к заключению в лагеря на долгие годы. Мы видим тенденцию к этому в некоторых соседних странах, и я бы очень не хотел, чтобы это пришло к нам в Казахстан. Подобное ущемление религиозных прав граждан опасно для всего нашего многонационального и многокультурного общества», — говорит Владимир Воеводин.

Он также считает, что решение Таразского городского суда «в корне ошибочным, так как было допущено неправильное применение закона — необъективное, несправедливое и необоснованное». Также, по его мнению, «это открытое нападение на добропорядочную религиозную группу, исковые требования иррациональны, и истцы не предоставили убедительные доказательства».

«В этом деле имеются многочисленные нарушения: нет психиатрической экспертизы по данным гражданам, решение было основано исключительно на предполагаемом проведенном психолого-психиатрическом исследовании (что недопустимо), изготовленном и оплаченном по заказу представителя истцов. Это непрофессиональное исследование было убедительно опровергнуто другими медицинскими специалистами, имеющими соответствующую квалификацию. Истцы никогда не проходили и не проходят никакого психиатрического лечения, они не принимают никаких прописанных лекарств от психического расстройства, они трудоспособны и социально адаптированы. Невольно возникает вопрос: на каком основании суд пришел к выводу, что им был причинен психический вред? Фактически суд не получил ни одного надлежащего медицинского документа, подтверждающего иск», — говорит Владимир Воеводин.

Он также отметил, что они предоставили суду аргументированные заключения ведущих медицинских специалистов, лингвистов, психологов и психиатров Казахстана, которые в один голос говорили о необоснованности и абсурдности заявлений истцов и научной несостоятельности предоставленных ими «заказных исследований». Но суд, как утверждает юрист, просто проигнорировал эти документы.

По мнению филолога, доцента Костанайского государственного педагогического института Галины Мустакимовой, заключение государственного Центра судебных экспертиз о 16 книгах свидетелей Иеговы нельзя считать всеобъемлющим, полным, научно обоснованным», так как 63 процента этого заключения идентичны (плагиат) российскому заключению комплексного комиссионного психолого-религиоведческого исследования на религиозную литературу свидетелей Иеговы» Горно-Алтайского государственного университета.

Дело Бекбембетовых далеко не единственное в Казахстане. Свои судебные претензии к свидетелям Иеговы в 2019 году выразили бывшие прихожане Ергали Абишев и его жена Ирина Кван. Они также получили через суд моральную компенсацию за так называемое пребывание в общине в 1 миллион тенге. В их деле также фигурировал «вред психическому здоровью». Абишев стал соучредителем Бекбембетова  по организации TERRA LIBERA и на конференции ОБСЕ в Варшаве рассказывал о неспособности правительства Казахстана привлечь к ответственности руководителей общины.

В международных отчетах правозащитных организаций Казахстан из года в год находится в списке стран, где нарушают свободу вероисповедания граждан. Практика преследования религиозных объединений в Казахстане идет с советских времен. И почти из года в год разыгрываются похожие сценарии. Так в 2014 году в Астане к четырем годам тюрьмы условно приговорили пастора церкви «Благодать» Бахытжана Кашкумбаева. Его также обвинили в причинении «умышленного тяжкого вреда» психическому здоровью бывшей прихожанки. Хотя сама женщина претензии к пастору не имела.

Про так называемые методы психологического и психотерапевтического воздействия говорили и в деле пасторов церкви «Новая жизнь» Максима Максимова и Сергея Заикина в 2019 году. Заочно их (пасторы на тот момент уже находились в США) приговорили к пяти и четырем годам соответственно за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и по другим уголовным статьям. Группа прихожан церкви также заявила, что они попали под психологическое и психотерапевтическое воздействие пасторов. По этой причине они в течение нескольких лет посещали «Новую жизнь» и делали пожертвования для церкви.

Loading...
Редактор -  воскресенье, 17 октября в 04:58
«Игра в кальмара» по-казахстански
Айнур Оразбекова -  пятница, 15 октября в 03:50
Новая пятилетка – старые проблемы: Шымкент и его 15 акимов
Жанар Муканова -  воскресенье, 10 октября в 10:26
Специфика деревенских доходов в глубинке Северного Казахстана
Жанар Муканова -  четверг, 7 октября в 01:11
Какие документы нужны для продажи квартиры в Казахстане

18 октября, понедельник