После начала российской спецоперации на территории Украины все больше россиян торопится покинуть родину. На страну обрушилось множество санкций: авиакомпании массово отменяют полеты в страну, крупные бренды закрывают свои магазины, курс рубля сильно упал, а будущие перспективы совершенно неизвестны. Эти и многие другие причины побуждают граждан Российской Федерации в спешке собирать чемоданы, скупать последние билеты и уезжать в неизвестность. По данным погранохраны Финляндии, в феврале 2022 года в страну въехало почти в два раза больше россиян, чем в феврале прошлого года. В Грузию с начала спецоперации въехало около 20- 25 тыс россиян. Журналист ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева поговорила с людьми, которые решили покинуть Россию, и узнала все подробности их вынужденного переезда.
Зареслав Бажайкин уехал из России в Казахстан с женой. Пара находится сейчас в Усть-Каменогорске, где живут родители супруги Зареслава. Задерживаться долго в гостях они не хотят и уже скоро собираются переехать в Алматы. В южной столице Казахстана молодые люди не знают практически никого, однако скоро туда приедут их друзья, которые также покидают Россию из-за начавшейся войны.
— Зареслав, как вы решились на срочный переезд?
— Узнав о начале спецоперации, я не поверил и воспринимал это как недоразумение, которое вот-вот закончится. Однако через некоторое время после беспрерывного чтения новостей пришло осознание, что это финальная точка всего абсурда, который происходит в государстве, и назад дороги нет. Я против насилия и любой войны. Можно бесконечно говорить о политике, анализировать с разных сторон, но сам факт вооруженного нападения в 21 веке — это преступление. Я люблю Россию, но то, что сейчас происходит, вышло за любые рамки.
— Как происходил ваш переезд?
— Мы думали несколько дней после «дня Z», но решение приняли очень быстро. Собрали вещи за один день и той же ночью вылетели. Вещей взяли много, и оставшиеся нам отправят перевозкой друзья. Мы решили, что лучше взять с собой максимум, ведь перспективы непонятны. К столь быстрому переезду нас подтолкнул страх, что могут либо закрыть границы, либо отменить все перелеты.
— Где вы находитесь сейчас, в каких условиях живете?
— Сейчас мы в Усть-Каменогорске, у родителей Даши. Мы не собираемся задерживаться тут надолго, скоро поедем в Алматы. Там я еще не был, и мне предстоит узнать, что это за город. Как минимум там сейчас плюсовая температура, а еще слышал, что там очень красивая природа. Я смотрел работы художников из Алматы и нашел весьма интересные проекты. Внушают надежду новые реформы в Казахстане и адекватный внешнеполитический курс. Надеюсь, что мне там понравится.
Алексей Юдин собирается уезжать на родину своей девушки, в Алматы. Пара будет жить в квартире родителей девушки, которую они обычно сдают для пассивного дохода. Если у родителей будет плохо с деньгами в новых сложных условиях, то жилье придется снимать. Алексей работал ранее переводчиком и, находясь в Казахстане, хочет продолжить эту деятельность онлайн. До случившегося молодой человек не планировал переезжать из России.
— Алексей, что стало основной причиной вашего переезда?
— Ощущение невозможности строить свое будущее в такой России. Сказалось и глубокое потрясение от случившегося, и закрытие многих видов бизнеса. Хочу абстрагироваться от хаоса последних дней и понять, как рациональнее поступить. Я понял и моя девушка пришла к выводу, что самореализация, финансовая независимость и стабильное психологическое состояние невозможны в сегодняшней России.
А еще есть странное чувство коллективной вины, что мы, как гражданское общество, не смогли ничего сделать с тем злом, которое сейчас превратилось из нашего собственного зла в мировое. Остаться здесь и не заниматься политикой, а заниматься тем, что нравится, наслаждаться жизнью — это значило бы, что я своей беззаботностью легитимизирую происходящее. А я не хочу и политикой тоже заниматься не могу, впрочем, как и никто в нынешних условиях.
— Какие эмоции вы испытали, узнав о начале спецоперации?
— Я был в шоке, как и все. Это был сюжетный поворот в духе «Игры престолов», такой, который оставляет тебя сидеть в беспомощном ступоре. Я пил восемь дней подряд, провожал друзей, не зная, встретимся ли мы когда-либо. Проклинал сами знаете кого. Меня приковали к себе новости и видео с места событий.
Я был не в состоянии ходить на занятия, не в состоянии заниматься спортом, не в состоянии нормально питаться. Зато ощущение приближающегося конца света способствует сближению людей и гедонизму, так что с несколькими людьми я пережил что-то ремарковское, безудержное и невозможное при других обстоятельствах.
— Перечислите, какие были за и против того, чтобы уехать?
— За — рациональное понимание того, что сейчас где угодно легче планировать будущее, чем в России. Стабильное психологическое состояние, которого нет и в помине в последние 13 дней.
Против — «русская метафизическая хтонь», по крайней мере, я это так называю. Чувство того, что страдать вместе с Россией мазохически приятно и правильно. Мне кажется, что у россиян всегда была в голове мысль о том, что, пока ты в России, как бы в ней ни было плохо, ты сопричастен, а как только уехал, так будь добр заткнуться о судьбе родины. Не хочется терять это моральное право быть сопричастным, хоть это право и мнимое, и надуманное.
Читайте также: «Москва учит расставлять приоритеты»: Как сложилась жизнь казахстанцев в российской столице и не только
Я родился и вырос в Петербурге. Это большой и красивый город, которому сложно найти адекватную замену. Я привык к размерам и эргономике этого города. Привык к его культурной насыщенности. На постсоветском пространстве таких городов больше нет. Москву мы не рассматриваем, Киев, к моей грусти, тоже, а другие хорошие и красивые города на порядок меньше и скучнее. И, возможно, самое важное «против» — это родители. Оставлять их здесь (в России — прим. редакции) на неопределенный срок сложно и грустно. Но в голове взыграл аргумент про то, что я могу оказаться для них лучшей опорой в будущем, если сейчас уеду и смогу чего-то добиться, а не сопьюсь от бессилия менять современную Россию здесь и сейчас.
Марина Саботаж — студентка, которая, собравшись за два дня, уехала в Тбилиси. Девушка переехала в Грузию со своим молодым человеком. Сейчас она ожидает приезда друзей. Марина взяла академический отпуск в университете, чтобы уехать, так как продолжать обучение онлайн было невозможно.
— Марина, что стало главной причиной вашего переезда?
— Основная причина — это страх, что моего молодого человека призовут в армию. У меня есть знакомые ребята-срочники. Они пишут, что, несмотря на заявления президента, срочников отправляют сейчас на войну. Вторая причина — это Финляндия, которая находится недалеко от моего города. Я испугалась, что ситуация с Украиной может повлечь за собой конфликт с Финляндией. Тогда мой родной город может стать горячей точкой.
— Многие россияне переезжают сейчас в Грузию. Как там обстановка?
— В Тбилиси много хороших и очень дешевых, относительно России, квартир. Нам удалось снять квартиру недалеко от центра по приемлемой цене. Из-за большого притока россиян с каждым днем квартиры становятся дороже на 100-200 долларов. Сейчас хорошие квартиры недалеко от центра стоят 600-700 долларов. В свете последних событий тут распространяется русофобия и русским тяжело найти квартиру — арендодатели завышают цены.
Мы не знаем тут никого, однако сейчас появляется много чатов с людьми, которые оказались в таком же положении, как мы. В Грузии гражданам РФ можно оставаться в течение года. Я взяла академический отпуск в университете и через год хотела бы вернуться в прекрасную и свободную Россию!