четверг, 21 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
5oC
Астана:
icon
-0oC
×

Семей лишается старинных зданий

Придать Семею единый архитектурный облик, обновить фасады старинных зданий и украсить их современными зелеными зонами власти обещали не раз. Город, буквально пропитанный историей, лишается старинных зданий, построенных на века. А в день обретения Семеем статуса областного центра, 8 июня, начался снос самого старинного здания, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Бигуль Арыстанбаева.

Фото автора
Фото автора

«Каждая улица и каждое здание города хранят частичку истории. Сохранение первозданного облика старых городских построек» — это сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время первого визита в Семей в 2019 году.

Снос самого ценного исторического объекта

А в 2020 году Семею был присвоен статус исторического центра. Семейчане воспряли духом, появилась надежда, что в городе сохранятся старинные здания. Но на самом деле все происходит с точностью наоборот. Не успел город получить статус областного центра, как в этот же день начался снос купеческого дома 1844 года постройки по улице Найманбаева, 187.

Особняк уже пытались разрушить в июне 2021 года, часть стены здания была повреждена. Тревогу забили жильцы соседнего дома, в результате чего снос был приостановлен.

В конце мая этого года в особняке произошел пожар. В ДЧС ВКО пояснили, что в заброшенном здании загорелся мусор. Сообщалось также, что огонь был потушен и ущерба нет.

Ранее было решено придать зданию статус памятника истории и культуры местного значения. Однако этого не произошло и в реестр его так и не внесли.

О том, кто дал разрешение на снос особняка, пока неизвестно.

Год назад аким Семея Бакытжан Байахметов рассказал на встрече с журналистами, что обновление архитектурного облика города станет одним из важнейших направлений работы местной исполнительной власти.

«Каждый объект в городе мы будем стараться обновить, сохраняя его исторический облик, первоначальный вид. При этом нужно выработать единый архитектурный стиль, создавать гармоничные ансамбли, которые стали бы украшением Семея, придали ему уют, сделали ярким, привлекательным городом. Однако пока в этом направлении нет планомерной, системной работы», — сказал тогда Бакытжан Байахметов.

И даже дал поручения руководителям отдел архитектуры и градостроительства и отдела предпринимательства разработать совместный план архитектурного развития города, где бы отразились не только новое строительство, но и планомерный ремонт и реконструкция зданий, их фасадов и обновление прилегающей территории.

Работы планировалось начать с исторического центра города, где сохранилось немало интересных по своей архитектуре зданий и домов. Необходимо не только обновить внешний облик строений, но и правильно установить ночную подсветку, украсить цветами, кустарниками и деревьями зеленые зоны, парки, скверы.

Тогда предпринимателям Семея, архитекторам, дизайнерам и всем желающим было предложено принять активное участие в реализации задуманной городской программы по обновлению архитектурного кода города. Каждую неделю в акимате рассматривались различные проекты и предложения по благоустройству микрорайонов Семея. Но ни один фасад старых зданий обновлен не был, да и старинные здания потихоньку сносят.

Судьба здания зооветинститута, сгоревшего 37 лет назад, до сих пор волнует семейчан

Расположенный в самом центре города памятник истории и культуры нуждается в реставрации и заботе. Здание пережило два крупных пожара, если после первого его восстановили, то после пожара 1986 года его так и не смогли отреставрировать.

В течение нескольких лет проходила в Семипалатинске благотворительная акция в начале ХХ века. В городе на тот момент проживало около 50 тыс жителей и не было школы, где могли бы получить среднее образование девочки из разных сословий. Поэтому в 1905 году было принято решение собрать необходимые средства и построить в Семипалатинске женскую гимназию.

Эскиз проекта будущей гимназии разработал семипалатинский инженер Зуевым. По его расчетам строительство двухэтажной гимназии оценивалось в 137,5 тыс рублей. Огромная по тем временам сумма. Сэкономить удалось, потому что для контроля строительства была собрана группа из 14 горожан и назначенного администратора.

Средства взяли не только из городской казны, но и собрали пожертвования семипалатинцев. Для этого в городе проводились благотворительные концерты и спектакли, сборы с которых шли в фонд строительства гимназии. Благодаря тому, что уже в начале ХХ века в Семипалатинске было отлично налажено производство многих строительных материалов, практически все, что нужно для стройки, изготавливалось в городе.

Краевед Александр Зязин специально занимался изучением тех кирпичей, из которых строилась женская школа. По правилам того периода все здания от двух и более этажей должны были строиться исключительно из кирпича, имеющего клеймо производителя. Для краеведов это отличная возможность установить заводы, которые поставляли свою продукцию для строительства. Ведь в Семипалатинске начала прошлого века работало около 10 кирпичных заводиков.

Фото Руслана Шакабаева

Кстати, клеймо поначалу ставили просто палочкой. А когда объемы производства возросли, то из дощечек изготовили отличительный знак, который выдавливали на каждом кирпиче. На некоторых из них до сих пор видны отпечатки пальцев или ладони рабочего, рисунок доски, на которой кирпич сушился перед обжигом.

Тщательный осмотр кирпичей показал, что цокольный и первый этажи здания были в основном построены из кирпича производства братьев Шайфировых.

«В одной из реклам, размещенных в местных газетах за 1900 год, краеведы нашли объявление, что кирпичный завод братьев Шайфировых выпускал ручным способом свыше 1 млн кирпичей в год! И качество этой продукции до сих пор отменное», — говорят краеведы.

А вот все архитектурные облицовочные работы — колонны, откосы и другие украшения, сделаны из красного кирпича, на которых значится клеймо под литерами «К», «Г» и «НТК». К сожалению, пока не удалось установить фамилии владельцев этих кирпичных заводиков.

Женская гимназия стала одной из достопримечательностей Семипалатинска того времени, поскольку ей придали необычный архитектурный облик. Однако здание было построено, как говорится, без рекомендаций пожарной службы.

По словам Александра Зязина, для отопления школы внутри построили 78 печей, большинство из которых располагались в подвальном помещении, и тепло распространялось по многочисленным дымоходам, сделанным в стенах. Летом они служили системой вентиляции. Двойные полы, все перекрытия и кровля сделаны из лиственницы, кровля же у здания — железная. Все это стало причиной того, что при возгорании была отличная тяга воздуха по дымоходам и между полами, при этом потушить горящую лиственницу крайне сложно. Но об этом позже.

Первый пожар 

10 декабря 1917 года жители Семипалатинска услышали колокольный звон, раздававшийся с пожарной каланчи. Над ней взвились шары, возвещавшие о пожаре в центральной части города. По тревоге была поднята вся пожарная часть, и через несколько минут к месту происшествия неслись во весь опор конные ходы. Горело двухэтажное здание женской гимназии. Подробности этого события есть в газете «Свободная речь»: «Перед началом традиционного благотворительного вечера в здании женской гимназии вспыхнул пожар. Начался он вследствие упавшей керосиновой лампы в большом концертном зале, где уже была публика. Загорелись сделанные гирлянды из елок, декорации, ковры…»

Прибывшие очень быстро пожарные небольшое место возгорания потушили, и после наведения порядка поздно вечером все разошлись. К сожалению, в то время в пожарной охране служили не слишком профессиональные спасатели. Вместо того чтобы караулить очаг пожара, они просто ушли, оставив все как есть.

Неудивительно, что в 5 часов утра 11 декабря на каланче вновь раздался тревожный набат. Все та же «Свободная речь» уже в следующем номере приводит подробности этого страшного события:

«Срединная часть здания внутри окончательно разрушена: потолок местами провалился, крыша вся разворочена. Тушение пожара идет не весьма успешно из-за недостатка людей. Большую энергию проявляли гимназисты старших классов. Мороз и недостаток воды за отсутствием напора из водопроводной станции задерживали скорость тушения огня. Внутренняя часть корпуса, угол Мещанской (ул. Урицкого, ныне Уранхаева) и Устькаменогорской (ул. Кирова, ныне Чайжунусова), вся испорчена водой. Часть здания, выходящая на угол Устькаменогорской и Новосельской ул. (пр. Комсомола, ныне Шакарима), также значительно пострадала от воды: на протяжении всего коридора потолок вымок насквозь, испорчены потолки в некоторых классах. Остался более сохранным нижний этаж этой части здания. В общем, можно сказать, что все здание приведено в полную негодность».

Три дня бушевало пламя, которое принесло огромные разрушения. Ущерб, нанесенный огнем, составил 35 тыс рублей. Из них страховое общество сумело возместить лишь 12 тыс рублей. Остальную сумму было решено собрать в виде пожертвований горожан. И люди откликнулись на этот призыв. Ведь без образования в разгар учебного года остались почти 600 учениц. И уже до Рождества, до 25 декабря, нужная сумма была собрана и даже приобретены строительные материалы. 20 января 1918 года в гимназии возобновились занятия.

Несчастье повторилось

А через 69 лет в том же месте при схожих обстоятельствах и даже одинаковых погодных условиях в здании уже теперь зооветеринарного института вновь вспыхнуло пламя. На улице в декабре 1986 года, как 69 лет назад, стояли продолжительные морозы до минус 40°С, дул сильный ветер. И именно в это время потребовалось «поправить» систему отопления в актовом зале высшего учебного заведения. Дело это поручили молодому сварщику, вчерашнему выпускнику училища. К чему это привело, мы и видим сейчас…

9 декабря 1986 года в институте затеяли ремонт отопительной системы. Вопреки всем инструкциям и правилам, электросварка велась без соблюдения противопожарных требований. Сварщик приступил к работе на сцене лекционного зала в 4 часа дня, обложив место проведения работ мокрой тряпкой. Через некоторое время он почувствовал запах дыма. Под сценой загорелся мусор, годами скапливающийся между перекрытием и полом. Плеснул на пол воды, но дым не прекратился. Огнетушителя под рукой нет (сам его не приготовил, надеясь на авось). Побежал на улицу (со второго этажа), отыскал лом, решил вскрыть половой настил, посмотреть, что горит.

Пол из тесовых досок не поддавался. Сварщик побежал в соседний кабинет, открыл дверь — клубы черного дыма… Студенты, сбежавшись на дым, попытались своими силами справиться с пожаром, вспомнили о пожарном кране, он оказался неисправен. Как потом выяснилось, из шести имеющихся пожарных кранов рабочим был лишь один.

В пожарную охрану сообщение о пожаре в зооветинституте поступило лишь через 38 минут после его возникновения.

Через пять минут (благо институт расположен неподалеку от пожарной каланчи) к институту прибыло пожарное подразделение в составе двух отделений (две автоцистерны емкостью по 2100 литров, заполненные водой, автолестница, боевой расчет).

Фото из музея пожарно-технического центра Семея

Руководитель тушения пожара — начальник СПЧ-78 В.В. Здисенко сразу дал пожару повышенный номер сложности и вызвал по рации подкрепление. В гидрантах общегородского водопровода увеличили давление. Подземные водопроводные коммуникации не выдержали повышенной нагрузки. Пожарным пришлось от ближайших работающих гидрантов вести рукавные линии, а это лишние 500 метров. Мороз был такой, что пожарные рукава приходили в негодность, становились как решето через каждые 30 минут. Магистральную рукавную линию за время тушения пожара меняли несколько десятков раз.

В здании находились люди, около семи десятков. И когда пожарные прибыли на место происшествия, большинство из них стояли перед открытыми окнами (опять-таки, добавляя приток морозного воздуха), прося о помощи. И хотя огонь набирал силу лишь в двух помещениях, дым заполнил коридоры и лестничные клетки.

А пожар распространялся все быстрее, через 50 минут охватил площадь свыше 1000 квадратных метров, через каждые 5-10 минут площадь пожара увеличивалась на 500-1000 квадратных метров. Огонь бушевал, подгоняемый холодным пронизывающим ветром и большим перепадом температур.

В тушении этого пожара был задействован почти весь имеющийся в пожарной охране автотранспорт. Все силы были брошены, чтобы спасти здание института, документы, архивы, ценности. 

«Тушили пожар трое суток, еще неделю дежурили, проливали отдельные очаги. Смены менялись одна за другой. Люди не спали по несколько суток. Боевки промокли насквозь, стояли колом. Для того чтобы снять обмундирование, пожарные вначале отдирали друг у друга замерзшую корку льда, только после этого можно было с большим трудом стянуть задеревеневшую одежду, наскоро перекусить, немного обогреться и опять на пожар. Участникам тушения пожара запомнились крепчайший мороз, промокшие до нитки боевки и обмундирование пожарных, большие физические нагрузки и сложная психологическая обстановка, накладывающая свой отпечаток», — рассказала краевед Наталья Рыкова.

Ущерб от пожара составил более миллиона рублей. Спасти удалось архив, научные и учебные библиотеки, документы, кассу, оборудование некоторых кафедр, имущество, находящееся в подвале и на первом этаже, оборудование столовой. Главное, человеческих жертв нет.

Во время суда, проходившего после пожара, было дано заключение представителями управления пожарной охраны СССР, что имеющимися на вооружении силами и средствами Семипалатинской пожарной охраны данный пожар потушить было невозможно.

Здание зооветинститута так и не восстановили

Вопрос реставрации памятника, находящегося под охраной государства, волнует общественность Семея, и краеведы не раз поднимали эту проблему на самых разных уровнях. Так, осенью 2021 года в режиме онлайн состоялась встреча с заинтересованными структурами области и города, в которой принял участие владелец здания и краеведы Семея.

По его словам, в последние два года было проведено несколько экспертиз, которые по-разному оценили состояние памятника. Одна из них пришла к выводу, что здание восстановить не представляется возможным, другая же считает, что реконструкция возможна, но лишь части здания.

Сейчас же существует три варианта развития событий. Первый — просто демонтировать здание и построить на его месте новое. Второй — привести его в первоначальный вид, то есть демонтировать третий этаж и восстановить в таком виде. Третий вариант предложил сам владелец: снести аварийное здание и построить на его месте точно такое же, но уже из современных материалов и с соблюдением всех мер пожарной безопасности. Но к единому мнению так и не пришли.

«Дорожная карта» спасения памятников

Надежду на то, что будет найдено оптимальное решение наболевших вопросов, внушает принятие «Дорожной карты» по сохранению объектов историко-культурного наследия в Семее и обеспечению доступности к историческим и культурным ценностям.

Фото Руслана Шакабаева

В настоящий момент в Семее насчитывается 67 памятников истории и культуры, из которых 10 — республиканского и 57 — местного значения. 29 объектов представляют собой памятники градостроительства и архитектуры, 16 — сооружения монументального искусства и еще 12 — памятники археологии.

В прошлом году намечалось определение охранных зон 67 памятников истории и культуры, а также разработка историко-архитектурного опорного плана и карты-схемы Семея. Этим должны были заняться специалисты управления культуры ВКО и представители местной исполнительной власти города. Кроме того, обещали провести паспортизацию этих же памятников.

На постоянной основе должны обновляться охранные доски и изготавливаться QR-коды на памятники истории и культуры. Также управлением культуры ВКО было запланировано изготовление 20-минутного документального фильма об объектах историко-культурного наследия Семея и выпуск книги-альбома на эту же тематику. Всего по плану по «Дорожной карте» выделены средства в сумме 31,525 млн тенге.

Фото Руслана Шакабаева

В этом году в рамках «Дорожной карты» будут отреставрированы сразу девять памятников истории и культуры в Семее. На эти цели выделено более 336,837 млн тенге, из которых 59,791 млн тенге — средства республиканского бюджета, более 203,105 млн тенге — средства областного бюджета и 73,94 млн тенге — частные инвестиции. Уже начались реставрационные работы в мечети Тыныбая Каукенова 1836 года постройки, в доме почтальона Липухина, ныне — литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Достоевского (в 1857–1859 годах в нем жил писатель Ф. Достоевский).

В сметах предусмотрены реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт фасадов и внутренних помещений, а также ремонт и замена кровли.

Краеведы отмечают, разработка и реализация «Дорожной карты» не может не радовать. Семейчане давно ждали этих мер по восстановлению исторических и культурных памятников. Но хочется обратить внимание властей на сохранность старинных зданий, ведь именно они придают особый вид городу. А режиссеры из других городов и стран всегда находят на городских улицах планы для съемок исторических фильмов.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 1
Забавно 2
Сочувствую 2
Возмутительно 4