Не ошибемся, если скажем, что ни в одной области Казахстана жители так настойчиво не требовали сменить акима, как в ВКО. Они писали жалобы, обращения и петиции и прежнему, и нынешнему президенту, грозили митингами и «по-хорошему» просили уйти и самого Даниала Кенжетаевича. Однако господин аким по-прежнему во главе региона. Что думают по этому поводу жители ВКО, почему не любят своего акима, а главное, что могут ему посоветовать, чтобы, так сказать, стать ближе к народу, выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.
Стоит вспомнить, что во власть Даниал Ахметов пришел еще до развала Советского Союза, отчасти еще и поэтому его называют старейшим управленцем.
В первые годы после провозглашения Казахстаном независимости Ахметов работал акимом Экибастуза, затем возглавил Павлодарскую область, позже — Северо-Казахстанскую. В 2000-х он уже был заместителем премьер-министра, а затем занял и самое высокое кресло в правительстве — стал премьером.
С 2007 по 2009 год Ахметов работал министром обороны, но после коррупционного скандала, связанного с хищением миллиардных сумм, выделенных на вооружение, был освобожден от должности. После отставки он исчез. Ходили даже слухи о его самоубийстве. «Воскрес» Даниал Кенжетаевич в 2012-м в Евразийской экономической комиссии. Многие тогда думали, что в политику он не вернется, вернее, не пустят, но злопыхатели ошибались. Ахметов вернулся.
В 2014 году его назначили акимом Восточно-Казахстанской области. С тех пор, особенно с 2017-го, когда ему исполнилось 63, многие не скрывают, что ждут очередного дня рождения акима с одной надеждой — что его из-за возраста все-таки уберут. Но не тут-то было — не убирают. Хотя его коллегу Сапарбаева на заслуженный отдых отправили.
Восточноказахстанцы были уверены, что при разделении ВКО на две области им назначат нового акима, но Даниала Ахметова почему-то не тронули. Более того, не оправдались надежды жителей и сейчас, когда президент менял акимов областей, но Ахметова не тронул: старейший руководитель непоколебим.
Безусловно, жители области, в том числе и отсоединенной Абайской, не могут не замечать плюсов в руководстве Ахметова. Это прежде всего достаточно прибыльные молочные фермы, действующие спортивные комплексы, стадионы, больницы, а также реализация программы «Одноэтажный Восток», по которой многодетные и малообеспеченные семьи получают не квартиры, а дома с участком, начало строительства моста через Бухтарминское водохранилище, который ждут жители сразу трех районов уже более 50 лет.
Особый повод для гордости — уникальные археологические находки и, как итог археологической деятельности в ВКО, выставка «Золото Великой степи» в британском музее. Экспозиция включила в себя уникальные артефакты, обнаруженные в курганах Елеке Сазы, Шиликты и Долины царей.
Впрочем, восточноказахстанцы непреклонны и настаивают, что Ахметову пора на пенсию. Причем в этом порыве едины как жители новой области Абай, так и ВКО, как рядовые жители, так и предприниматели. Итак, чем не угодил Ахметов жителям ВКО, которую он, несмотря на почтенный возраст, возглавляет уже восемь лет?
Признаться, конфликтов было немало, вспомним самые нашумевшие, но оговоримся сразу: ВКО — регион непростой. Проблемы здесь копились годами. И все-таки некоторые из них прорвались именно сейчас, во время правления Даниала Ахметова, причем накал страстей не зависел от территориальной принадлежности. Причастными оказались представители и ВКО сегодняшней, и недавно образованной области Абай.
Первая по списку — так и не построенная ТЭЦ. Проблема теплоснабжения Семея была как никогда актуальной в последние годы. В 2016 году турецкая компания Unit Energy Investment заключила контракт с министерством по инвестициям на строительство ТЭЦ-3 в Семее. Но, как сообщали СМИ, Даниал Ахметов потребовал включить в компанию своего человека, а потом и увеличить его долю. В последнем требовании ему отказали, в ответ туркам не выделили землю под строительство. Причем причины отказа были разные, дело дошло не только до абсурда, но и до суда. В результате контракт с компанией разорвали, а ТЭЦ так и не построили.
Другой скандал был связан с модернизацией мусорного полигона, который тоже был крайне необходим Семею. Заем на эти цели должны были взять в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), но на церемонии подписания случился конфуз. Исполняющий обязанности директора «Келешека» Максут Нигметов отказался подписывать договор, более того, он еще и опубликовал письмо, которое отправил на имя директора ЕБРР, где написал про коррупционные риски со стороны руководства области.
Максут Нигметов утверждал, что цена полигона в 6,2 млрд сильно завышена, следовательно, скажется на рядовых потребителях, которым придется значительно повысить тариф за мусор, чтобы выплатить заем. Спрашивается, зачем занимать больше, чем надо?
Предпринимателя поддержал его коллега — депутат городского маслихата и владелец действующего мусорного полигона Рафаил Хазипов.
В ответ акимат обозвал бизнесменов «кучкой обиженных предпринимателей, не способных на конструктивную критику», их обвинили в сговоре с одной целью — дискредитировать акима ВКО.
Кстати, рассказать о своих проблемах предприниматели ВКО пытались и раньше. Пару лет назад с претензиями к акимату выступили гендиректор ТОО «ДСУ №14» Александр Федосов и исполняющий обязанности директора компании «Медтехника» Бахтияр Сапиев. Они заявили, что большая часть тендеров при госзакупках отдается одним и тем же компаниям, да еще и без конкурса.
«Я считаю, что кредит доверия к этой власти исчерпан в Восточном Казахстане, и я глубоко убежден, что не акимы в законе по понятиям должны строить политику, а акимы, которые работают по закону Республики Казахстан», — заявил Федосов на очередной пресс-конференции.
Но и тогда акимат не посчитал нужным на эти обвинения реагировать и тем более их комментировать.
Серьезными скандалами сопровождалось и строительство в ВКО Тургусунской ГЭС. Не случайно в народе ее прозвали «фамильной ГЭС Ахметовых», ведь в соучредителях компаний, строящих Тургусунскую ГЭС, оказались сын и зять акима ВКО.
Предполагалось, что гидроэлектростанция на реке Тургусун мощностью 24,9 Мегаватта станет отправной точкой в строительстве целого каскада ГЭС, которые позволят сократить дефицит энергии в области. Несмотря на то что ее строительство попало как раз на пандемию и определенные трудности вполне объяснимы, объект успел прославиться выступлением рабочих, которые заявляли, что им не выплачивают заработную плату, и даже несколькими разрушительными затоплениями самой ГЭС еще до завершения строительства. Почему-то строители не учли своенравный характер реки, на которой и возводили станцию.
Новая волна недовольства возникла на фоне отделения от ВКО территорий области Абай. Жители как одной области, так и вновь образованной были едины во мнении — просили назначить другого акима. Якобы этот слишком далек от народа и не знает проблем и чаяний, которыми живут восточноказахстанцы.
Ахметова это не смутило. Более того, он заявил, что на все надо смотреть «глазами гражданина, который любит свою страну, который хочет видеть хорошее и который ищет хорошее» — в общем, быть оптимистами!
Но жителей Семея это не убедило. Они дважды только в марте прошлого года подавали заявку на проведение мирных митингов, им дважды отказывали. Одной из главных тем акций протеста явилась отставка акима ВКО. А накануне проведения референдума о поправках в Конституцию семейчане подхватили инициативу жителей Усть-Каменогорска, которые распространили листовки с надписью «Лучшая поправка — Омара отставка» (Жаксылык Омар — аким Усть-Каменогорска – прим.), поменяв только фамилии: «Лучшая поправка — Ахметова отставка». Кстати, в память, видимо, об истории с мусорным полигоном листовки расклеивались на мусорных баках.
Следующим взрывом недовольства стала серия аварий на ТЭЦ города Риддера, оставившая людей без тепла накануне морозов. И, несмотря на то что Даниал Ахметов активно руководил действиями по ликвидации всех поломок на предприятии, которое, кстати, до сих так и не работает в полную мощь, его обвинили в том, что он своевременно не принял меры, а значит, допустил аварии.
Читайте также: Средний возраст ТЭЦ – 62 года: О проблемах энергетической отрасли – на примере Риддера
И это несмотря на более серьезные последствия подобной ЧП в Экибастузе. Но даже здесь жители ВКО «предъявили» Ахметову за то, что акима Павлодарской области уволили почти сразу, а глава ВКО не только продержался два месяца после аварии, но еще и был переназначен на пост. Это не добавило оптимизма жителям области.
Местные жители уверены, что новый Казахстан в «старых сапогах» не построить. Но прямые указания новому старому акиму все же дали — быть ближе к народу, читать комментарии местных пабликов и не тратить бюджетные средства на собственный пиар.