Многие ошибочно полагают, что после жилого массива Өндіріс, известного как Лесозавод, до самой объездной нет жизни. При въезде или выезде из города ее и не видно, встречаются только административные здания, строительные предприятия и служебные помещения. А еще нефтебаза, за которой когда-то действительно жили люди. Что стало с самыми отдаленными от центра жилыми массивами, запечатлела в фоторепортаже журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина.
При повороте на 68-ю улицу можно было увидеть обратную сторону Астаны, которую не покажут даже в газетах: частные дома, босоногие дети, ни фонарей, ни асфальта — будто деревня. Кто-то даже выращивал птицу и скот. До 2019 года здесь располагались жилой массив Автоматика и разъезд №39. Сейчас же не осталось ни того, ни другого, снесли несколько лет назад, оставив только пустые постройки.
Единственная связь с городом — маршрутный автобус №24, который курсирует по сей день. Его конечная остановка называется «Разъезд №39», и выглядит она совсем не по-современному. Из уцелевшего — только козырек, задней и боковой стен нет, лавочка держится на честном слове.
Теперь она не нужна никому. И разъезд, и поселок Автоматика переселили в другие районы Астаны.
Автоматика не оставила за собой даже руин: ровная гладь земли, размытая красной глиной, — это единственное, что можно увидеть на сегодняшний день.
Глядя на образовавшийся пустырь, сложно поверить, что когда-то здесь был элитный поселок, находящийся под засекреченным одноименным предприятием нефтебазы. В местных магазинах можно было купить абсолютно все, чего в советское время не было даже в городе.
Не найти и зеленую многострадальную пятиэтажку, в которой до самого ее сноса в 2019 году не было центрального отопления. Жильцы строили в своих кухнях печки, запасались углем. Зато в Астане выделялись деньги на EXPO-2017, линию ЛРТ, Abu Dhabi Plaza и т. д.
Соседствующему разъезду №39 повезло чуть больше: здесь сохранились частные дома, правда, заброшенные.
Целый район переселили в другие части Астаны из-за экологической обстановки. Жить рядом с нефтебазой оказалось опасно: кто-то жаловался на грязный воздух, кто-то на радиацию, кто-то опасался крупных пожаров.
39-й разъезд, как и Автоматика, был окружен нефтебазами, а дорога в город была только одна, и то с пробоинами и засасывающей грязью. В случае ЧП выбрались бы немногие.
Ни одну живую душу журналисту NT так и не удалось встретить, и она отправилась осматривать окраины.
Переулок Камкалы напоминает деревенскую улицу: дорога неасфальтированная, фонарей нет, только частные дома. В некоторых окна заколочены, в других выбиты.
Самый первый дом по адресу: Камкалы, 4 имел несколько хозяев. Сейчас он заброшен.
Судя по остаткам деревянного забора, у людей перед домами были огороды либо собственный двор с лавочкой, загоном для машин и цветами в шинных покрышках.
Здесь не бывает переполненных мусорных контейнеров, потому что выносить мусор попросту некому. Рядом лежит труп кошки.
Местными достопримечательностями служат водоразборная колонка и здание железнодорожной станции обгонного пункта №39.
Теперь здесь и вправду нет жизни. Сиротливо стоит здание железнодорожной станции, приезжает пустой автобус №24 и уезжает обратно без пассажиров.
Фото ИА «NewTimes.kz»