Громкие коррупционные разоблачения и смена руководства НК «Астана ЭКСПО-2017» за год до старта выставки стали самыми популярными публикациями о мероприятии в Интернете.
Большая часть обсуждений ЭКСПО-2017 касалась тем о расхитителях и суммах, которые они успели присвоить. Прикарманенные средства исчисляются миллиардами тенге, а подозреваемые в хищении дают повод СМИ говорить о них на протяжении всего судебного процесса. При этом сами организаторы не теряют надежду сделать выставку запоминающейся своей высокой организацией и привлечь десятки тысяч иностранных туристов.
«Не путайте той с мероприятием международного уровня, — говорит Сергей Куянов, директор департамента по связям с общественностью НК «Астана ЭКСПО-2017». — Выставка призвана показать предложения от ведущих разработчиков «зеленых» технологий, и дать Казахстану новые возможности их внедрения. Предыдущий менеджмент проекта, вместо того, чтобы объяснять людям эти вещи, под эгидой ЭКСПО устраивал грандиозные дорогостоящие праздники – вплоть до музыкальных фестивалей».
По словам Сергея Куянова, до сих пор в нацкомпанию идут вереницы людей за спонсорскими деньгами: на книги, фотоконкурсы, концерты, спортивные мероприятия - самые немыслимые проекты, не имеющие к тематике выставки никакого отношения. Но и мировая история знает много случаев, когда самые замечательные проекты останавливались из-за бездарного менеджмента и казнокрадства. К примеру, строительство Панамского канала полтора века назад – проект, который несколько десятилетий развивался как криминальная драма, но в итоге сформировал экономику Западного полушария.
«Наши специалисты работают по привлечению зарубежных туристов, — добавляет он. — Поэтому никакие судебные разбирательства на подготовку к выставке и ее продвижение не повлияют».
«Все коррупционные скандалы стали «ложкой дегтя в бочке меда» ЭКСПО 2017 года. Правда, этих финансовых разоблачений для одного проекта, как мне кажется, все-таки многовато. Информацию о задержании того или иного фигуранта дела разбирают, как «горячие пирожки». Конечно, количество просмотров таких публикаций в Интернете зашкаливает и создает неблагоприятный информационный фон для продвижения выставки и имиджа страны. Но сам факт, что Казахстан взял на себя проведение ЭКСПО-2017, дает мировому сообществу понимание, что мы готовы на все возможные сложности. Лично я уверена, что качество проведения мероприятия и запланированная грандиозность перекроют весь негатив, вызванный коррупционными скандалами», — говорит член делового совета ЭКСПО-2017, директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.
Отечественные туристические компании, работающие на привлечение иностранных туристов в Казахстан, действительно очень рассчитывают, что выставка станет катализатором спроса на турпутевки в страну. Целый ряд операторов разработали туры и маршруты под ЭКСПО-2017, и на сегодня заключили договоры с организаторами выставки, продвигая ее, как одно из самых крупных событий страны в будущем году, которое стоит посетить. Все действия компаний –партнеров ЭКСПО-2017 направлены не только на то, чтобы по окончании мероприятия повысить уровень интереса к Казахстану у иностранцев, но и оставить отечественного туриста в стране, предложив ему качественный и доступный по цене маршрут с налаженной инфраструктурой, который останется после проведения выставки.
«В прошлом году на Генассамблее ООН наш Президент выдвинул блестящую идею: по окончании ЭКСПО-2017 создать на ее базе мировой хаб по продвижению «зеленых» технологий, — отмечает Сергей Куянов. — Ведь все необходимое у нас будет: контакт с лидерами отрасли, информация об их лучших разработках, а после выставки Казахстан будет ассоциироваться в мире с ее тематикой. Сама выставка будет работать на узнаваемость страны и ее туристическую привлекательность. Конечно, европейцам или американцам до нас немного сложнее добираться, нежели, допустим, до Милана. Но у нас рядом Юго-Восточная Азия и Китай со своей технологической культурой».
«Лично я также верю, что затраты на проведение мероприятия окупятся и дадут как городу, так и стране больший эффект, чем просто имиджевый проект», — добавляет Рашида Шайкенова.
К слову, на сегодня действующему руководству проекта удалось сэкономить 131,6 млрд тенге. При этом функционал комплекса выставки был сохранен. Его просто избавили от всего лишнего и не имевшего практического смысла. К примеру, от таких сооружений, как Крытая аллея или прогулочная зона между основными зданиями, заменили на легкие разборные сооружения. Не стало и гомерического размера фасада стоимостью в 3 млрд тенге. При тщательном анализе выяснилось, что он нефункциональный, поскольку выходит на проезжую часть, а не на территорию выставки, и фактически одноразовый. К тому же, национальная компания «Астана ЭКСПО -2017» заключила договоров с партнерами с мировыми именами о спонсорской помощи на 100 млн евро деньгами и услугами.
Мариям Бижикеева