пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
10oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

«Я каждый день плакала»: Алматинка три года отслужила в Афганистане

33 года назад навыки и умение работать в экстремальных ситуациях привели Гульжанар Жумахан в Афганистан. Женщина рассказала как будучи 23-летней девушкой получила в руки приказ отправиться в расположение военного госпиталя на территории провинции Шиндант, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на inalmaty.kz.

Фото: inAlmaty.kz
Фото: inAlmaty.kz

«Бомбили страшно. Когда афганскую границу перелетели, сразу выключи освещение в самолете, кислород выключили, у всех началось носовое кровотечение, давление, люди падали на пол − теряли сознание. Еле сели тогда, потому что сильно обстреливали самолеты, было страшно», − вспоминает Гульжанар Жумахан январь 1986 года в составе советского военного контингента медиков, которых переплавляли в Афганистан.

Самолет с тремя десятками юных медсестер, опытных врачей и еще сотней солдат приземлился в провинции Шиндат между городами Герат и Кабул. Тот борт доставил в горячую точку медиков из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Беларуси, Украины и России.

«В 1982 году я устроилась на работу в городскую больницу, в отделение неврологии, позже начала подрабатывать в отделении хирургии. Я тогда еще не знала, что наша больница прикреплена к военкомату, сказали пойти в военкомат и встать на учет», − делится героиня.

А после, Гульжанар и еще две медсестры, пройдут подготовку к работе в отделении реанимации. Дополнительные смены, стажировка, курсы и девушки получили одобрение на перевод в отделение интенсивной терапии.

«Был декабрь 1985 года, пришла принимать вечернюю смену, заведующая отделением Халида Шалимовна сообщила, что мне срочно нужно быть в военкомате: «Девочки подождут, сбегай, пожалуйста». Народу было много, я попросилась пройти без очереди. Военком достал из сейфа папку с моей фамилией, внутри были паспорта, вручил мне со словами: «Это пришли ваши документы из Москвы, 6 января вы должны быть в пересылочном пункте в Ташкенте, далее направляетесь на работу в госпиталь Афганистана», − вспоминает медик.

Слушать аргументы молодой медсестры никто не собирался. Военком тщательно объяснил девушке о ее долге и необходимости служить медицинским работником в Афганистане, слезы и мольба, о том, что она не сможет бросить родителей не дали результатов. Младшего брата Гульжанар − Муратхана Омарова, который служил в Украине, уже забрали в Афганистан в 1985 году, родители каждый день молились за сына и теперь она.

«С собой разрешили взять первое необходимое. Я вылетала зимой, взяла с собой пальто и теплые вещи, а там (в Афганистане – прим. ред.) песок и холодный ветер, в сапогах уже не походишь, в пальто тоже неудобно. Были барачные квартиры – модули называются, я поняла то, что человек и на войне старался обживать место вокруг себя, комнату обустраивали по-домашнему, цветы сажали, деревья у окна, все выглядело словно просто общий дом. Меня привели в комнату, где жили девчонки по 3-4 человека. Я каждый день плакала, тяжело и невозможно было», − говорит героиня.

В первый день сослуживцы обеспечили ее вещами, и только получив первую зарплату, она смогла купить солдатское белье в военторге. Из него медсестры шили себе спецодежду. Девушки брали вещи 52 размера, перекраивали под себя, несмотря на боевые действия медицинскую форму, крахмалили без перебоев.

За 3 года службы Гульжанар насмотрелась ужасов войны, видела, как ценят солдаты вечер накануне боевого рейда.

«У нас был вначале маленький госпиталь, как палаты интенсивной терапии, мы принимали тяжело раненных. Бумажных дел было много, анализы сдаешь, пока не будут результаты, не знаешь − от желтухи сознание отяжелело или от чего. Несли мы раненных солдат сами, на одеялах, на носилках. Большинство умирали от кровопотери, не успевали их нам во время доставить, обстреливали машины, не дают довезти. Или они завоюют воду, перекроют ее нам, и не было воды. Они ходили в тех местах, от чего мы зависим: электричество перерезали, воду травили в водосборниках, поэтому много было случаев тифа, желтухи, малярии, многие умирали от малярии. Пока наши освободят территорию, пока очистят водосборники, пока обработают, потом только поступала вода, а медикаменты многоразовые – их нужно было кипятить», − вспоминает медик.

Окончательно Гульжанар вернулась из Афганистана 13 января 1989 года, уже 27-летней девушкой.

Гульжанар вернулась в областную больницу Талды-Кургана, пробовала себя в должностях медсестры, старшей и главной медсестры, казалось бы, надо радоваться, рост по карьерной лестнице, коллектив ценит, жизнь налаживается. Нет, она решила стать полезной. В 2001 году она устроилась на работу в больницу скорой медицинской помощи Алматы.

В 2007 году началось строительство нового здания больницы скорой неотложной помощи, почти весь коллектив был переведен в городскую клиническую больницу №4, с тех пор Гульжанар Жумахан работает здесь медсестрой-анестезистом. Учитывая ее опыт, администрация больницы неоднократно предлагала ей руководящую должность, однако она осталась верна профессии медсестры.

«Каждый год в день вывода войск из Афганистана меня чествуют родные, приходят сослуживцы, коллеги и друзья. Все желают здоровья, но парадоксально, что именно к этой дате у меня повышается давление, случается невралгия, я конечно виду не показываю, чтобы не расстраивать их», − делится героиня.

Заместитель главного врача городской клинической больницы №4 Айман Байзолданова отмечает, что за опыт и профессионализм Гульжанар уважает весь медперсонал. А когда она надевает свои ордена и медали, они чувствуют, что рядом настоящий герой.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0