Коронавирус застал многих казахстанцев врасплох. Не все успели пополнить запасы домашних аптечек, а стоимость дефицитных антибиотиков оказалась запредельной. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила выяснить, во сколько обошлось лечение коронавирусной инфекции простым казахстанцам.
Пик заболевания коронавирусом в Казахстане пришелся на июнь–июль, меньше чем через месяц после послабления карантинных мер. Горожане наконец-то выбрались в летники, салоны красоты, вернулись в офисы, спустя некоторое время статистика по заболеваемости коронавирусом ухудшилась, кроме того, участились случаи летального исхода среди населения.
Скорая помощь работала в авральном режиме, а ответа на звонок в службу «103» приходилось дожидаться до получаса. Стационары были переполнены, и большая часть зараженных коронавирусом лечилась в домашних условиях под дистанционным наблюдением медиков. К их числу относится Жанар Муканова. О том, что заражена, женщина узнала не сразу. Первые симптомы — тошноту и боли в мышцах — связала с переохлаждением и здоровыми привычками, такими как фитнес и диета.
«Спустя неделю пропали обоняние и вкус, начала задыхаться. Не могла вдохнуть воздух, стало страшно, кислорода не хватало. Позвонила в «скорую». В то время у них был аврал. Я была 55-й в очереди, минут через 30 мне ответили, только и смогла выдавить, что задыхаюсь. Девушка на проводе сразу предупредила, что вызовов много и врачи приедут как только освободятся. Примерно через четыре часа приехала бригада, у меня уже была температура, сатурация 92, врач послушал и сказал собираться в больницу. Там мне сделали рентген и взяли кровь на анализ», — рассказывает Жанар.
Женщине повезло, и она сэкономила круглую сумму денег на обследовании, но потратила свыше 150 тыс тенге на лекарства, выписанные врачом для лечения коронавируса.
«100 тыс потратила на лекарства, 50 тыс отдала медсестре, которая приходила ставить уколы и систему. Где-то по 7 тыс в день, так как эуфиллин вливали через день, тогда я платила по 4 тыс. Медсестра рассказала, что у них два процедурных кабинета и оба работали в авральном режиме. То же самое по выездам. По ее словам, они начинали выезды на дом в 08.00 и заканчивали в 04.00-05.00, в июне работали без выходных. И практически все ее пациенты лечились от пневмонии», — делится пережитым Жанар.
Найти лекарства в Нур-Султане она не смогла, жизненно важные ампулы цефтриаксона удалось купить только в Щучинске.
«Брат объехал полгорода, чтобы купить цефтриаксон, по две-три штучки из разных аптек собирал. Когда заболела мама, мы ей цефтриаксон нашли вообще в Щучинске. Больше всего потратили на этот антибиотик — 1800-2000 тенге. В день по два укола, кололи семь дней. Со шприцами где то около 30 тыс вышло», — вспоминает она.
Собеседница недоумевает, почему граждане — участники социального медицинского страхования вынуждены лечиться от коронавируса за свой счет.
«Мне непонятна система медстрахования. Я не отчисляла, поэтому и не претендовала на бесплатное лечение. Но мои друзья, отчислявшие с прошлого года, не получили ничего, обследовались за свой счет. Они даже тест ПЦР сдать не смогли. До сих пор до конца не понимаю, как эта система работает. Знаю только, сколько работодатели должны отчислять за штатников и фрилансеров. А как дальше эти деньги отследить и на что имеешь право, не знаю», — задается она.
Другая астанчанка, Мария Шубина, также лечилась самостоятельно.
«На моей работе был выявлен один заболевший сотрудник, всех контактных отправили на удаленку, однако это не особо помогло. Через неделю к нам приехала мобильная бригада и всех протестировала на коронавирус, по итогам которого практически весь административный штат заболел. На следующий день я почувствовала первые симптомы, в тот же вечер и мама», — вспоминает девушка.
Коронавирусом, кроме Марии и ее мамы, заразились и другие члены семьи.
«Мама получала назначение удаленно. На лекарства я потратила 30 тыс, на оплату услуг врача (уколы и системы) — 40 тыс. Однако лечение на дому не помогло, и ее положили в больницу. Там лечение было бесплатным. Еще одна родственница, находясь в стационаре, вообще самостоятельно покупала все препараты, даже шприцы. Я лечилась дома. Больничный открыла и закрыла удаленно. Никаких назначений не получала и обошлась препаратами из аптечки», — рассказывает она.
Лечение на дому ударило по бюджету семьи. Девушка взяла расходы на себя.
«В этот период у всех трудности с доходами были. Все самозанятые, и относительно зарплаты я единственный, более стабильный член семьи оказалась. Взяла на себя практически все расходы. Теперь, когда у меня лежит сумма, которую можно потратить на лечение, мне спокойнее», — отмечает Мария.
По ее словам, некоторых лекарств в аптеках не было. Марии пришлось покупать препараты с детской дозировкой и при приеме увеличивать.
Собеседница уверена, что медицинская страховка должна покрывать траты на лечение, в том числе коронавируса.
«Именно на такие случаи она и нужна. Минимум необходимых лекарств с назначения врача должен выдаваться, чтобы люди не запускали до пневмонии, если денег нет, а я таких знаю», — заключила Мария.
Ранее вице-министр здравоохранения Людмила Бюрабекова на одном из брифингов сообщила, что казахстанцы получат бесплатные лекарства для лечения COVID-19, но только в августе.
«Эти препараты включены в перечень лекарственных средств для бесплатного лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне (приказ МЗ РК №666) (…) Пациенты смогут бесплатно получить эти препараты в своих поликлиниках по месту прикрепления в случае диагностирования коронавирусной инфекции и строго по назначению лечащего врача»,— подчеркнула она.
В свою очередь официальный представитель министерства здравоохранения РК Багдат Коджахметов сообщил, что от коронавируса в Казахстане лечат бесплатно, так как это инфекционное заболевание. Независимо от статуса застрахованности помощь окажут всем, у кого есть признаки коронавирусной инфекции, начиная от поликлиники, заканчивая в случае необходимости стационарным уровнем.
«На период пандемии даже при отсутствии положительного ПЦР-теста пневмония относится к вероятному случаю коронавируса, и, соответственно, лечение проводится независимо от статуса застрахованности», — рассказал Коджахметов.
Но он отметил, что если человек заболел и лечился за свой счет, то потраченные на лечение средства не вернут.
«Механизм возврата средств из фонда медстрахования не предусмотрен законодательно, поэтому средства не могут быть возвращены. Отмечаем, что в период с марта по июль за счет фонда медстрахования в стационарах пролечилось более 150 тыс казахстанцев от коронавируса и пневмонии, проведено около 300 тыс ПЦР-исследований пациентов в стационарах, по направлению врачей ПМСП, имеющих симптомы КВИ и пневмонии при наличии показаний. В настоящее время рассматриваются алгоритмы оказания реабилитационной помощи пациентам, перенесшим коронавирус, за счет средств ОСМС», — добавил он.