Дело об «Астана LRT»: Счетный комитет ежегодно проверял компанию, но нарушения не обнаружил

В столице Казахстана продолжаются судебные разбирательства по делу об «Астана LRT». На скамье подсудимых семь человек, которые, по версии следствия, главным организаторам хищений помогли украсть 5,8 млрд тенге. Следствие считает, что они специально завысили суммы на разработку проектных документов. Подсудимые и их защитники с этими аргументами не согласны.

Дело об «Астана LRT»: Счетный комитет ежегодно проверял компанию, но нарушения не обнаружил
Фото: ИА «NewTimes.kz»

Ранее сторона защиты обращала внимание суда на то, что сметы утверждались на уровне министерств и республиканской бюджетной комиссии. Еще один аргумент защиты — расходование средств на проект «Астана LRT» ежегодно проверялось счетным комитетом РК за исполнением республиканского бюджета и какие-либо предписания об устранении нарушений со стороны проверяющего органа выданы не были, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.

Среди подсудимых бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов и находящиеся в розыске бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан.

Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз ФЭО, ТЭО, конкурсов для реализации проекта ЛРТ, Ачилову, Абдыхамитову — работу в консорциуме с иностранными компаниями. Касабаев, Усенов обвиняются в том, что они занимались обналичиваем денежных средств.

На суде

На одном из заседаний адвокат Сауле Акатова попросила судью приобщить к материалам дела акты контроля счетного комитета от 13 октября 2014 года и 28 октября 2015 года.

Так, в акте контроля от 13 октября 2014 года указано, что в период, охваченный контролем (2013 год и первое полугодие 2014 года), нарушения по использованию  бюджетных средств не установлены (это эпизод с консорциумом KSPMC, когда по версии обвинения была завышена стоимость оплаты услуг консультанта по управлению проекта (КУП) ЛРТ в 2013 году).

Там же на 16-й странице написано: «ТОО «Астана LRT» 30 марта 2013 года подписало договор с консорциумом KSPMC в составе с компанией SYSTRA (Франция) на оказание услуг консультанта по управлению проектом на сумму 3,564 млн тенге, из которых оплачено в сумме 1,029 млн тенге».

На 34-й странице счетный комитет сообщает, что «управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Астаны своевременно предоставлены итоговые (за 2013 год) и полугодовые отчеты (за 1-е полугодие 2014 года) о достижении показателей результатов по целевым трансфертам администраторам республиканских бюджетных программ. Нарушения по использованию бюджетных средств при реализации проекта (ЛРТ) не установлены».

28 октября 2015 года была проведена еще одна проверка счетного комитета по контролю за исполнением бюджета на соответствие.

«По результатам предыдущего контроля за использованием средств государственного бюджета за период 2013 год и 1-е полугодие 2014 года (акт совместного контроля от 13 октября 2014 года) нарушения по использованию бюджетных средств при реализации проекта (ЛРТ) не установлены», — говорится в документе.

Доказательством невиновности подсудимых по эпизоду «Разработка ПСД проекта (ЛРТ) — Консорциум «TMDC», по мнению защиты, также является акт контроля счетного комитета от 13 октября 2014 года. Был проведен работниками счетного комитета и работниками ревизионной комиссии Астаны. При этом это был «контроль эффективности, на соответствие».

— Контроль на соответствие — это оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан (статья 138 БК РК). Цель контроля — оценка реализации программы развития города Астаны на 2011-2015 годы, а также контроль над использованием средств государственного бюджета, выделенных на ее реализацию (…). 30 сентября 2013 года между ТОО «Астана LRT» и международной компанией TYPSA (Испания) подписан договор на разработку проектно-сметной документации на сумму 9,323 млн тенге, из которых освоено 2,820 млн тенге, — сообщила в суде адвокат Акатова.

Как оказалось, получение заключения государственной экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию по проекту ЛРТ планировалось осуществить 15-20 декабря 2013 года. Между тем, согласно протоколу совещания с участием президента РК от 27 ноября 2013 года № 01-7.16, было принято решение о приостановлении реализации проекта. Ввиду приостановления проекта госэкспертиза на ПСД «Новая транспортная система города Астаны» ЛРТ так и не была получена. Сейчас обвинение настаивает, что это произошло из-за недоработки консорциума.

— При контроле и проверке на соответствие никаких замечаний, что бюджетные денежные средства использованы с нарушением бюджетного и иного законодательства, в том числе статьи 63 закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», как это утверждает обвинение, контроль не установил, — добавила она.

Счетный комитет не нашел нарушений и в период, когда по версии следствия было завышение стоимости затрат на разработку ПСД проекта БРТ.

Читайте также: «Осторожно, двери закрываются»: Как выглядела бы поездка по маршруту ЛРТ в Нур-Султане (ВИДЕО)

В акте контроля указано:

— в рамках создания новой транспортной инфраструктуры сумма целевого трансферта — 59,040 млн тенге по соглашению о результатах по целевым трансфертам от 26 марта 2014 года, заключенному между МТК (министерство транспорта и коммуникаций) и акиматом города Астаны;

— в соответствии с постановлением акимата города Астаны от 28 марта 2014 года №108-457, ТОО «Астана LRT» полученные в 2014 году из республиканского бюджета трансферты в сумме 34,868 млн тенге направило на увеличение уставного капитала для реализации проекта;

— в целом проект «Новая транспортная система города Астаны. BRT и ITS» был одобрен на совещании с участием президента Республики Казахстан от 27 ноября 2013 года №01-7.16, на котором правительству Республики Казахстан совместно с акиматом города Астаны было поручено принять меры по проектированию и строительству 1-й очереди (21,9 км) проекта BRT и ITS;

— на разработанное ТЭО по проекту BRT (участок от аэропорта до нового ж.-д. вокзала) ITS получило заключение РГП «Госэкспертиза» от 28 февраля 2014 года №01-0078/14;

 — по состоянию на 1 июля 2014 года из выделенных трансфертов в сумме 34 868 900,0 тыс. тенге управление транспорта перечислило на пополнение уставного капитала ТОО «Астана LRT» 22,702 млн тенге. В рамках реализации проекта заключены договоры, в том числе на разработку проектно-сметной документации BRT, в размере 4,235 млн тенге;

— по состоянию на 1 июля 2014 года в рамках заключенных договоров ТОО «Астана LRT» освоило 2,429 млн тенге.

— Поскольку договор о государственных закупках №7 на разработку проектно-сметной документации ВRT (БРТ) заключен между ТОО «Астана LRT» и консорциумом TMDC 31 января 2014 года, следовательно, он тоже был проверен счетным комитетом. Также в этом акте контроля указано, что в рамках подписанных соглашений по целевым трансфертам программы 015 управление транспорта своевременно предоставило итоговые (за 2013 год) и полугодовые отчеты (за 1-е полугодие 2014 года) о достижении показателей результатов по целевым трансфертам администратору республиканских бюджетных программ — министерству транспорта и коммуникаций РК, — добавила Акатова.

Читайте также: Адвокат по делу об «Астана LRT»: Подсудимые невиновны – стоимость проекта утвердила комиссия

Она сделала акцент на том, что ни одно действие — как по  выделению и предоставлению денег из республиканского бюджета, так и использование их для реализации проекта — не проходило без полного контроля со стороны администратора республиканской бюджетной программы — министерства транспорта и коммуникаций.

Как оказалось, эти два акта счетного комитета подтверждали правильность расходования бюджетных средств во время реализации проектов ЛРТ, БРТ, ИТС. Можно даже сказать, это главные аргументы подсудимых в пользу невиновности. Действительно странно: почему счетный комитет и МТК РК не увидели завышения стоимости раньше?

Однако всем этим обстоятельствам и фактам следствием и обвинением не дана надлежащая оценка и сделаны ошибочные выводы, что Аманжулов таким образом оказывал пособничество в хищении бюджетных денежных средств якобы организаторам хищения Султанбекову, Ардану, хотя законность и обоснованность всех действий подтверждена результатами контроля и проверки. Результаты  этих проверок считаются обоснованными, их никто не отменял.  До проверок и тем более после них, как показал Аманжулов в суде, он был уверен, что все делается правильно. Тогда  где и в чем  обвинение  усмотрело  преступный его умысел?— адресовала адвокат Акатова в очередной раз вопрос суду и прокурору.

Заседания по делу об «Астана LRT» подходят к своему логическому завершению. Скоро адвокаты и подсудимые выступят в суде с последним словом.

Все материалы Татьяны Мозговых о ходе судебного разбирательства читайте здесь. 

Loading...
Жанар Муканова -  пятница, 9 апреля в 03:04
Сердце отдаю детям…
Жанар Муканова -  пятница, 2 апреля в 10:31
Замкнутый круг насилия
Жанар Муканова -  четверг, 1 апреля в 10:47
Когда все фиолетово...

13 апреля, вторник