Судья Кажымукан Мекемтас огласил приговор по делу об «Астана LRT». Подсудимые получили от 7 до 10 лет лишения свободы. Кроме того, суд удовлетворил гражданский иск. Теперь уже осужденные, а также лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим обстоятельствам, Акбаева, Арыкбаев, Сванбаев должны выплатить государству 5,8 млрд тенге в долевом порядке, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
Весь процесс по делу об «Астана LRT» можно назвать уникальным. За шесть месяцев судебных заседаний к делу были приобщены целые коробки дополнительных документов, свидетелей ловили на лжи, судья не смог озвучить приговор с первого раза, судебные прения были проведены дважды, а требования гражданского истца изменились в последний момент: ТОО «Астана ЛРТ» отказалось от претензий к иностранным компаниям, которых следствие называло главными пособниками экс-главы компании Талгата Ардана и бывшего замакима столицы Каната Султанбекова. Процесс вынесения приговора тоже прошел необычно. Судья 1,5 часа не просто разъяснял приговор осужденным, но и отвечал на их вопросы.
Читайте также: От 7 до 10 лет: Суд огласил приговор по делу об «Астана LRT»
По делу о разработке проектной документации для строительства линий ЛРТ, БРТ, ИТС проходили бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов. Всех их обвиняли в хищении 5,8 млрд тенге. Подсудимые вину свою отрицали.
Организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске, однако дело в отношении них, как выяснилось в ходе судебного следствия, не было возбуждено.
Главные пособники (по версии того же следствия) — иностранные компании, выступавшие лидерами консорциумов. По закону иностранцы не могут работать в Казахстане без участия в проектах местных компаний. Для этого создавались консорциумы, где лидерами всегда были зарубежные фирмы (французская SYSTRA, испанская TYPSA, турецкая «Бюро Веритас»).
Примечательно, что за весь период расследования этого уголовного дела следствие не смогло взять показания у представителей этих иностранных компаний, зато в обвинительном акте уверенно заявляет, что они пособники.
В суде
Осужденные с приговором не согласились. Так, например, Даурен Абдыхамитов сделал официальное заявление в суде, что он не виновен. Судья обещал предоставить полный текст приговора с разъяснениями в течение 5-7 дней, сегодня зачитал только резолютивную часть. Возможно, в связи с этим приговор не выглядел объективным.
Кроме того, судья сообщил, что пока в отношении Талгата Ардана и Каната Султанбекова нет приговора и их вина не доказана, называть их фамилии в этом деле нельзя, а потому их будут именовать «иное лицо №1» и «иное лицо №2».
— Ваша вина в участии в ОПГ Аманжулова, Ачилова, Абдыхамитова подтверждена материалами уголовного дела. Аманжулова привлекли, потому что он работал в акимате. И от вас зависело решение о проведении госзакупок.
В части лиц, указанных в обвинительном акте, суд не указывает их фамилии, в законодательстве не предусмотрено указание фамилий, людей, вина которых не подтвердилась в суде. Учитывая данные обстоятельства, фамилии будут указываться как «иные лица 1 и 2». И эти лица привлекли вас, учитывая, что вы работали в акимате и принимали решение о проведении госзакупок.
Абдыхамитов вас привлек к участию в ОПГ, потому что вы были в близких отношениях с «иным лицом №2» и у вас имелись компании, с которыми вы участвовали в госзакупках. В последующем вы и «иные лица» привлекли к участию Ачилова.
По эпизодам вина подсудимых подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей, которые в ходе досудебного расследования давали стабильные показания. В ходе судебного заседания также подтвердили их. Прямо указывается, что имеется вина всех подсудимых, свидетели указывали, что «иные лица» заставляли их подписывать акты выполненных работ. Это Арыкбаев, Иржанова, Алиева и другие. А также свидетели, которые работали в «Астана LRT», показывают на Ачилова и Абдыхамитова, что они постоянно находились в этих организациях, участвовали в совещаниях, фактически принимали решение при совершении определенных видов деятельности и передавали документы.
Кроме того, вина других подсудимых подтверждена материалами дела, показаниями свидетелей и заключениями экспертиз, — сообщил судья Мекемтас и добавил, что оставил без удовлетворения все ходатайства адвокатов, кроме одного, заявленного Хамидой Айткалиевой.
Первым вопросы по оглашенному приговору задал бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов:
— То есть вы меня садите за поручение правительства, за документы, которые я не подписывал?
— Все выполняли свои функциональные обязанности, суд установил, что вы и ряд других лиц совершили преступление. Были распоряжения и госорганов, которые вы выполнять обязались, но выполняли ли вы их в преступном сговоре? Ясно? — ответил судья.
— Нет, — сообщил ему Аманжулов.
— С вашей подачи завышалась стоимость, другие органы и организации вводились вами в заблуждение, — пояснил судья.
— Но я ничего не решал, я выполнял протокольные поручения правительства. Получается, эти поручения правительства незаконные?
— Вы выносили решения по госзакупкам с участием «иных лиц», которые вам непосредственно давали поручения. Вы принимали эти решения, и с их помощью совершалось преступление.
— Но этого же не было. И в материалах уголовного дела не было ни одного поручения от «иных лиц». Были только поручения от премьер-министров Ахметова, Масимова. Они же выносили эти решения протокольные. Я не пойму вас.
— Вы выносили решения. Вы понимаете? А должностных лиц, о которых вы говорите, вы вводили в заблуждение. Понимаете? — повторял судья.
— Так я не участвовал в этих совещаниях, мне поручения спускали сверху, — отметил Аманжулов.
— Все доводы указаны в установочной части, — парировал судья.
Читайте также: Обвинение по делу об «Астана LRT» не разобралось, что именно совершили подсудимые – адвокат
Предприниматель Абдыхамитов в свою очередь обратился к суду со своим уточнением.
— Я правильно понял, что вы меня осудили за то, что я был знаком с Арданом и был у него в офисе, без доказательств, что я совершал преступление? Я просто был у него в офисе, и все! Больше ничего нет. Никто из свидетелей не подтвердил, что я совершал какое-то преступление. Как вы выносите решение — это нонсенс! Да, я был в офисе, пил чай. Это не запрещено законом. Я не подписывал документы, не заключал контракты с ЛРТ, не являюсь директором, все компании, субподряд сказали, что я к ним отношения не имею, вы просто на основании домыслов следствия и вашей фантазии выносите такое решение. Официально заявляю: я не виновен!
— Это не фантазия, это подтверждено материалами уголовного дела. То, что вы совершили преступление, было в суде доказано, — ответил суд.
— Чем доказано?
— Вы создали с «иными лицами» ОПГ.
— Чем это подтверждается? — вмешалась адвокат Хамида Айткалиева.
Началась перепалка между судьей и адвокатом. В итоге судья предупредил защитника, что если она будет его перебивать, он удалит ее из зала суда, и попросил соблюдать тишину.
— Ваша вина подтверждается тем, что вы были знакомы с «иными лицами» и между вами были распределены роли. (…) Вы вошли в ОПГ для совершения преступления в «Астана LRT», вы и «иные лица» понимали, что данной организации будут перечисляться многомилионные денежные средства для...
— Я вступил в ОПГ? Кто сказал это? — спросил Абдыхамитов.
— Я разъясняю приговор, а вы мне мешаете. Вы изначально знали …
— Кто это сказал?
— Не перебивайте. Вы привлекли в проведение госзакупки другие ТОО, и с помощью «иных лиц» эти ТОО были признаны победителями госзакупок с ценами, которые указали вы. Конкурсная документация готовилась по вашему указанию. Это подтверждено показаниями сотрудников «Астана LRT». Они сказали, что Ачилов и «иные лица» знали, какая сумма должна выделяться и какая организация должна выиграть в конкурсе….
Читайте также: Жена подозреваемого по делу об «Астана LRT»: Антикор сдержал свое обещание состряпать дело
Судью снова прервали, уточнив, что люди, которые давали эти показания, «были зависимы от следствия». В момент дачи своих показаний они еще проходили по делу в качестве подозреваемых.
Суд в полемику вступать не стал, предложив не согласным с приговором изложить свои аргументы в апелляционной жалобе. Абдыхамитов в свою очередь заметил, что «странное ОПГ в деле получается, без организаторов». И напомнил, что в деле нет и исполнителей.
Читайте также: В уголовном деле о хищениях в «Астана LRT» нет исполнителя
Когда очередь дошла до Ачилова, он напомнил, что не участвовал в госзакупках, ведь он работал в проекте в рамках консорциума с французами и это они готовили конкурсную документацию и подавали заявки. Они же подписывали договоры с ТОО «Астана LRT» и получали деньги.
— Вы приговорили нас и решили взыскать с нас в долевом порядке 5,8 млрд, но эта сумма складывается из разных договоров. В некоторых из них я не участвовал, не исполнял и не подписывал? Каким образом вы хотите с меня их взыскать? — спросил Ачилов.
— Вы по данным документам подписывали заключения и сводно-сметные затраты, тем самым вы оказывали пособничество, зная, что суммы завышены. В случае задержания «иных лиц» эти суммы могут быть пересмотрены, — ответил суд.
— Моей подписи нет нигде, — уверенно заявил Ачилов.
— А это не Нурпиисов… Ачилов, вы подписывали акты выполненных работ.
— Я не участвовал в этих договорах, — твердил Ачилов.
— Вы участвовали в госзакупках.
— Я не участвовал.
— Если не согласны, вы вправе обжаловать.
— Но вы должны разъяснить. Вы просто подтвердили свою ошибку.
— Вы участвовали, — закончил спор судья.
Касабаев, обращаясь к суду, напомнил, что он был субподрядчиком по проекту. Причем его компания получила одобрение проекта от госэкспертизы и сделала это в три раза дешевле, чем положено по закону. Более того, ему не доплатили за работу 51 млн тенге, в результате чего он остался без недвижимости и в долгах перед налоговой.
— Вы знали, что эти денежные средства выделяются государством для социальных целей города Нур-Султана. Вы об этом знали, потому что в договорах это будет указано. Вы, понимая это обстоятельство на начальном этапе и что деньги выделяются консультантам по управлению проектом, получали средства, обналичивали их, — предъявил ему Мекемтас.
— Мы к консультантам никакого отношения не имеем, все работы выполнили, госэкспертизу прошли, мне не заплатили 51 млн тенге за эту работу. За что мне восемь лет? Я честно выполнил все работы, и доказательство тому — положительное заключение. Так проектные организации работают.
— Я вам только что разъяснил обстоятельства, по которым я вас признал виновным. В случае несогласия вы можете свои доводы указать в апелляционной жалобе, — ответил судья и добавил, что учел все обстоятельства и назначил ему минимально возможное наказание.
Суд также взыскал с осужденных по 1% от суммы иска в качестве судебных издержек. Полагаем, что подсудимые в ближайшее время обратятся в апелляционную инстанцию с требованием изменить приговор.
Все материалы Татьяны Мозговых о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.