«Приходишь в 8.00 – уходишь в 20.00»: Рассказ казахстанского учителя о работе в «трехсменку»

Почти 11,5 млрд тенге — такую сумму выделили из отечественной казны для госпрограммы развития образования и науки. Один из ее ключевых пунктов — полная ликвидация трехсменных школ в Казахстане. Эту проблему пытался решить не один министр образования, однако окончательно уничтожить «трехсменки» у чиновников получится лишь к концу 2025 года. По крайней мере, так звучит самый оптимистичный сценарий нынешнего главы МОН РК Асхата Аймагамбетова. Пока казахстанские учителя вынуждены проводить уроки с 8 утра до 8 вечера, делить классы на несколько групп и дежурить по вечерам в гардеробах. О тяготах своей деятельности журналисту ИА «NewTimes.kz» поведала педагог школы, работающая в три смены.

«Приходишь в 8.00 – уходишь в 20.00»: Рассказ казахстанского учителя о работе в «трехсменку»
Иллюстративное фото: ИА NewTimes.kz

Половина всех трехсменных школ в Казахстане приходится на три региона. В тройку аутсайдеров входят Алматинская и Мангистауская области, а также город-миллионник — Шымкент. Есть города и с меньшим населением, но с теми же вечными проблемами — не хватает больниц, детских садиков, школ.

Улучшение демографической ситуации, различные миграционные процессы и отсутствие подушевого финансирования сделали свое дело: даже в небольших городах нашей необъятной родины юным казахстанцам закрыт доступ к получению качественного среднего образования.

Пример тому — региональная школа, расположенная в новомодном жилом микрорайоне. Сейчас его облюбовали отечественные застройщики, и активно продают там жилье сотням и тысячам горожан. Но вот парадокс: на весь огромный район всего две общеобразовательные школы.

«В норме у нас должно обучаться не более 600 детей. В две смены — 1200. Но на данный момент количество учеников выросло до 1600, и администрация школы была вынуждена перейти на трехсменный формат обучения. Дело в том, что у нас всего две школы на весь округ. Одна из них — полностью на казахском языке обучения, поэтому все русскоязычные детки идут к нам», — рассказывает учительница начальных классов.

Читайте также: Усы и юбки – под запретом: С какими нелепыми правилами сталкиваются казахстанские школьники

«Иногда свет белый не видишь»

Райхан Темирбекова (имя изменено — прим. NT) является классным руководителем почти для 30 подростков.

«Мой рабочий день начинается в 8 утра, это первое занятие. Дорога до школы занимает около 40 минут, поэтому обычно я просыпаюсь в 6.30.

У учеников первой смены уроки идут до 13.55, за это время я успеваю провести семь занятий.

Параллельно с первой сменой приходит вторая, у них занятия начинаются в 11.50. В этой смене у нас меньше всего учеников. Они занимаются до трех часов дня.

В 15.00 приходит третья смена. К этому времени все учителя уже уставшие, у нас есть только час обеденного перерыва.

А график работы получается с восьми до восьми. Двенадцать часов на ногах ходим, иногда даже свет белый не видишь.

Да и детей тоже очень жалко. Уходят они поздно вечером. А родители после работы уставшие должны их забирать, не отпускать же ребенка в темноте одного.

Те, чьи дети занимаются до трех, вынуждены отпрашиваться с работы, отвозить и привозить детей.

Мне мамы и папы постоянно жалуются, что ребенок не успевает потом выполнять домашние задания, сильно устает и сидит до полуночи, режим дня сбивает. А что мы, учителя, с этим сделаем?

Мы сами выходим с работы далеко после восьми. В это время уже не все автобусы ездят, приходится пешком домой добираться. А раньше уйти никак не получается, нужно заполнить «Кунделик», проводить детей, иногда помогаем вахтеру в гардеробной. У нас в обед и по вечерам там война, дети толпятся за одеждой. Какой там коронавирус и социальная дистанция?

Читайте также: В Семее учителей сняли с уроков и отправили подметать улицы

Кроме того, трехсменка сильно влияет на качество самой учебы. Детей много, постоянно идет война за кабинеты, спортзал, раздевалки.

На уроках русского, казахского и английского языка мы делим их на подгруппы, иначе невозможно заниматься. А уроки физкультуры проходят для нескольких классов совмещенно. Представьте, как 60 человек прыгают и бегают в одном спортзале!» — возмущается педагог.

По ее словам, большие нагрузки не компенсирует даже повышение зарплаты.

«Да, больше детей — больше классов и больше учебных часов. Я работаю на полторы ставки и получаю приличные деньги по нашим региональным меркам. Но был бы у меня выбор, отказалась бы от классного руководства и третьей смены. Вот только администрация школы ни у кого спрашивать не собирается, не нравится — увольняйся», — говорит педагог.

А воз и ныне там

Переполненность школ и трехсменное обучение — проблема многолетняя. Решать ее пытались сразу три предшественника нынешнего министра образования Асхата Аймагамбетова. Тот, кстати, обещает ликвидировать «трехсменки» в стране в ближайшие четыре года.

«Для сокращения дефицита перехода к одно-двусменным школам к 2025 году запланировано строительство 1 тыс школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ.

К 2025 году будут модернизированы 5 тыс школ в малых городах, районных центрах, селах», — заявил глава МОН, анонсируя национальный проект «Качественное образование для всех Bilimdi Ult.

В государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы также ожидается полная ликвидация трехсменного обучения. На ее реализацию из бюджета выделено 11 578 млрд тенге.

Читайте также: Для решения проблемы трехсменки в Нур-Султане нужно ежегодно строить 12 школ

Однако темпы реализации немного расстраивают. К примеру, в 2019-2020 учебном году в стране функционировало 138 трехсменных школ. Годом ранее их было на десять меньше — всего 128.

Тут стоить отметить, что по плану экс-главы МОН Ерлана Сагадиева к 2019 году в Казахстане не должно было остаться ни одной школы с трехсменным обучением.

«Главными причинами появления трехсменных школ являются демографическая ситуация и миграционные процессы. Для полного решения этой проблемы необходимо начать подушевое финансирование во всех городах, привлечь частные компании для строительства школ», — говорил Сагадиев в 2018 году.

Кстати, на реализацию государственной программы развития образования и науки с 2016 по 2019 год из республиканского и местного бюджетов выделили 1 трлн 466 млн тенге. За этот период построено 342 школы.

Несмотря на переполненность школ в РК, по итогам января–декабря 2020 года введено в эксплуатацию всего 93 объекта учебных заведений — сразу на 38,4% меньше, чем в прошлом году.

Loading...

8 декабря, среда