По итогам прошлого года одним из лидеров по строительству и вводу жилья в эксплуатацию назвали Мангистау. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Асель Дидар усомнилась в подобной статистике и провела сравнительный анализ ситуации.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК в конце 2021-го с гордостью рапортовало о положительной динамике в сфере строительства. Причем победные показатели были достигнуты аж в 15 регионах страны. В процентном соотношении по сравнению с 2020 годом рост составил рекордные 6,2%, а работ выполнено на баснословные 4,6 трлн тенге.
План по Мангистауской области выполнили на 118,5%. На втором месте с показателем роста 110,8% расположилась Акмолинская область, у Жамбылского региона — 110,2% и почетное третье место. Дальше по убывающей Атырауская (107,6%), Восточно-Казахстанская (107,5%), Алматинская (107,3%) области и города Алматы (120%), Шымкент (109,6%). Внизу этой триумфальной статистики остались Кызылординская (95,9%) и Карагандинская (89,8%) области.
Цифры выглядят внушающими, видать, подбородки кабинетных аналитиков гордо вздернулись в предвкушении новогодних премий.
Но вот наступил 2022 год и сразу с порога установил новый порядок, который обязал проверять каждую запятую в каждой бумажке. На слово, даже напечатанное и заверенное, никто верить больше не будет да и не сможет. И монополизации всего рынка жилья пришел конец, исходя из заявления главы государства.
«Названия строительных компаний, которые постоянно выигрывают тендеры, а затем передают строительные проекты субподрядным компаниям, хорошо известны. Прошу правительство совместно с агентством по защите и развитию конкуренции принять пакет по демонополизации строительного рынка и его конкурентному развитию», — сказал Касым-Жомарт Токаев в феврале этого года.
В апреле профильное ведомство усомнилось в показателях ввода в эксплуатацию жилья, хотя двумя месяцами ранее в очередном рейтинге Мангистау вновь был признан лидером по промежуточным итогам, а за весь 2021 год в стране введено в эксплуатацию более 17 млн квадратных метров жилья. Это в дополнении к прошлым сведениям формирует показатель за три последних года на уровне 45 млн квадратных метров.
Комментируя удорожание строительства в Казахстане, МИИР обвинило местные акиматы, назвав их действия непоследовательными.
«Из-за происходящих процессов в Казахстане приостановлено строительство 286 объектов, возводящихся за счет государственных инвестиций. В 84 случаях установлено, что стройка остановилась из-за удорожания проектов. Регулярный мониторинг сферы строительства показывает, что одна из причин такого удорожания — непоследовательные действия местных исполнительных органов при финансировании объектов. Не завершив один объект, они приступают к реализации еще нескольких проектов одновременно и в пределах этих средств растягивают сроки завершения строительства. Это приводит к невыполнению подрядчиками своих обязательств и приостановлению работ», — следует из официального заявления министерства от 2 апреля 2022 года.
В ведомстве признали транспортно-логистический кризис и нестабильность геополитической ситуации. Также встал вопрос удорожания строительства объектов и роста спекулятивных действий поставщиков стройматериалов.
Отчет из регионов стал вызывать недоверие профильного министерства. Теперь МИИРовцы в составе спецгрупп будут вести подсчеты фактически имеющихся метров. В случае нестыковок выявлять виновных. Только остается неясным, сколько времени, сил и ресурсов нужно, чтобы с рулетками обойти все стройки станы? Где гарантия точности собранных данных? И как это повлияет на рынок жилья, который не регулируется государством? И вновь вопросы, на которые пока никто не может дать конкретных ответов.
Что касательно саморегулирования рынка, то цены формируются в основном из стоимости стройматериалов — до 60%. А много что в страну импортируется. Однако на сегодня наблюдается медленное снижение цен, например, по арматуре на 6%, газоблоку — на 3%, стеклу — на 17,6%. В краткосрочной перспективе прогнозируется снижение цен на рынке, в связи с демпингом цен российских материалов. Цена также зависит от стоимости земельного участка, наличия инфраструктуры и инженерных сетей, месторасположения, спроса среди населения и себестоимости строительства.
Предусмотрены сдерживающие меры по регулированию цен на жилье (160-240 тыс тенге за 1 квадратный метр) и на социальные объекты, строящиеся за счет государственных инвестиций, а также по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам частного застройщика, с условием продажи жилья по фиксированной стоимости (220-260 тыс тенге за 1 квадратный метр).
Еще одна проблема. Нередко сами застройщики не всегда чисты на руку. По республике то тут, то там регулярно сотни обманутых дольщиков требуют справедливости, и даже задержание виновных не гарантирует возврат денег или же получение заветной квартиры. При этом совершенно одинаковые по площади и даже типу домов квартиры могут стоить с разницей в десятки миллионов тенге. Все зависит от продавца. К примеру, в одной из прошлых статей мы рассказывали о Жанаозене, там двухкомнатная квартира в типовом доме стоит от 6 до 17 млн тенге.
Немало вопросов вызывает и качество новостроек. К ним точно нельзя применить выражение: «Мой дом, моя крепость». Некоторые дома еще не введены в эксплуатацию, а уже требуют как минимум косметического ремонта. Во многих через год появляются трещины, осыпается облицовка фасадов, крыши не выдерживают ветра. О канализации, электроэнергии, водо- и газоснабжении вообще лучше промолчать.
В Актау жители нескольких ЖК годами живут без благ цивилизации, потому что участок имеет иное целевое назначение. А кто тогда выдавал разрешение на строительство? Чиновники молчали, когда дом строился, когда с дольщиков брали деньги.
Качество возводимого жилья вызвало вопросы и у первого вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева.
«Наше министерство имеет хороший опыт по созданию лаборатории проверки качества дорог. По аналогии мы сейчас вносим предложения по созданию таких же лабораторий в сфере строительства жилья. Уже сейчас подготовлен пул наших предложений по изменению в закон, чтобы эти лабораторные исследования начинались с изыскательных работ, где основная часть ошибок у нас происходит до момента приема в эксплуатацию. Основная идеология нашей строительной отрасли была в том, чтобы персонифицировать ответственность тех лиц, которые занимаются строительством. Это не должна быть аморфная комиссия. У тех людей, которые непосредственно принимали и сдавали в эксплуатацию этот дом, должны быть фамилии. В ходе реализации данного направления мы сейчас вносим корректировки о том, что государственный контроль должен быть усилен в виде лабораторий, в виде ГАСК, который тоже должен официально отвечать за те дома, которые возведены», — заявил чиновник.
Звучит многообещающе, а пока некоторым казахстанцам приходится раскошеливаться на дорогостоящий ремонт в новостройке.