Уроки из Tik Tok: Помощь школьникам или шаг к гаджетомании?

В Казахстане набирают популярность видеоуроки в Tik Tok для школьников и студентов. Их авторы в игровой форме обучают разным предметам — от химии до литературы. Они убеждены, что новая методика делает учебный процесс легче и увлекательнее. Что о знаниях из Tik Tok думают психологи, другие преподаватели и те, кому посвящен креативный контент, — в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото: jump2mars/Tik Tok

Если речь идет о гуманитарных дисциплинах, такой контент можно использовать. Допустим, когда видеоролики содержат отрывки из художественных произведений, прочитанные эмоционально, ярко, это может произвести на ученика впечатление и пробудить интерес к литературе, считает филолог Айман Ержанова.

«Но при изучении точных наук, для которых нужна системность, базовые знания, понимание сложных процессов, как устроен мир, я против такой подачи материала. Когда ребенок учится хорошо с начальных классов, а затем на уроках естествознания узнает о природных явлениях, их причинах, то понять физику или химию дальше ему будет не так трудно. Да, если использовать такие видеоролики как один из вспомогательных методов в изучении предмета, то еще можно. Но наука есть наука, и здесь без обстоятельных объяснений учителя, контакта с учениками, вопросов с их стороны, живого диалога не обойтись. В противном случае материал останется неусвоенным и ученик может потерять интерес к предмету. Мы не можем просто взять и перечеркнуть классическое, проверенное годами обучение. Я понимаю, что учителя хотят быть новаторами, и это хорошее стремление, но при таком стиле обучения уровень образованности не вырастет. Возможно, преследуя благородную цель, можно навредить таким обучением», — считает она.

По ее мнению, казахстанские учителя, записывающие ролики для Tik Tok, имеют качественное образование и хорошую подготовку. Но они достигли этого уровня с помощью классической модели обучения, отмечает преподаватель.

«Они выучили свой предмет не при помощи роликов, а с помощью каждодневного труда. Дети начнут смотреть ролики Tik Tok, будут искать что-то похожее по разным предметам, и постепенно это будет затягивать их в соцсети. Отсюда может возникнуть другая проблема. Изучить предмет — это труд, освоение азов, где иногда есть место зубрежке, чтобы запомнить, с этим ничего не поделаешь. Но когда ребенок не знает основы, причин каких-то явлений, происходящих в природе, ему будет трудно понять по видеороликам точные предметы, понять, как работает в целом экосистема. Потому как это все равно определенный объем знаний», — убеждена она.

 

@jump2mars А с кем у вас ионная связь? #j2m #химия #зимазнаний ♬ original sound — jump2mars

 

С вопросом о том, стоит ли лишний раз смешивать учебу и диджитал и как это может отразиться на психике ребенка, мы обратились к психологу Анастасии Стеблянко.

«По этому поводу у меня есть две позиции, и одна дополняет другую. Первая. Современный мир неразрывно связан с интернетом и информационными технологиями. Хотим мы того или нет, родились дети, которые не знают мира без каких-то видеороликов. Это воспитательный, обучающий процесс современного ребенка. Психика ребенка устроена так, что в игровой познавательной форме информация усваивается легче, чем, скажем, в форме лекций. Я занимаюсь в основном детской психологией, ко мне на прием приходят подростки и делятся, что им сейчас понятна физика, потому что в детстве смотрели «Фиксиков» и «Смешариков». Но важно, чтобы учеба не состояла только из коротких видеороликов, а они дополнялись бы объяснениями преподавателя. Важно, чтобы был человеческий контакт. Наверное, наступает период, когда психические процессы у людей будут работать иначе. Если взять поколение, которое родилось до начала информационного бума, в то время было очень популярно чтение, которое очень хорошо развивает внимание, тренирует память. Когда современные дети и подростки смотрят видеоролики и, если неинтересно, перелистывают, объем внимания становится не таким емким, его мало. Но в то же время развивается другое свойство внимания — умение переключаться», — считает она.

Психолог отмечает: не все жизненные процессы требуют кратковременного внимания, и здесь современные подростки встречаются с другой проблемой.

«Это происходит, когда имеющегося объема внимания не хватает, чтобы глубоко понять какую-то тему, допустим, если педагог объясняет тему в течение 40 минут. Безусловно, обучение с помощью информационных технологий — это неплохо, но важно, чтобы оно не заменяло реальный контакт с учителем. Контакт — это еще одна важная часть, чтобы люди не утратили способность общаться друг с другом, задавать друг другу вопросы, интересоваться чем-то, обмениваться информацией, эмоциональными состояниями», — добавила Анастасия Стеблянко.

По ее мнению, при активном развитии информационного пространства встает проблема морально-психологического или нервного истощения, когда человеку нужно справиться с большим объемом информации, полученной в Сети.

«Необходимо научиться перерабатывать большой поток информации, преодолевать утомление в связи с этим. Если методика обучения будет выстраиваться таким образом, чтобы не перегружать детскую психику, внимание, мышление, то в целом процесс можно гармонично вписать в обучение детей. Методологические подходы для преобразования учебного процесса должны быть правильными. Думаю, мы стоим на пороге такого процесса, когда с помощью диджитал-приемов сможем усваивать больше информации и качественно. Но здесь тоже нужны исследования в области методологии преподавания. Психика — это то, что напрямую связано с работой головного мозга, центральной и периферической нервной системы. Думаю, что детская нервная система не готова к большим объемам информации, и взрослые должны заботиться об этом с помощью методологических приемов в учебе», — отметила психолог.

 

@wannabeteacher И снова «эксперимент» во всех смыслах 😅 если будут вопросы, с радостью отвечу на них в комментариях ✌🏻 #эпохазнаний #химия ♬ оригинальный звук — Твой Учитель Химии

 

Студентка факультета иностранных языков одного из вузов Астаны Айнур А. также поделилась своим мнение.

«Когда-то мне помогли видеоролики при подготовке к ЕНТ. Там были вопросы, и через какое-то время всплывал верный ответ. За это время ты успеваешь подумать и сравнить свой ответ с правильным. В такой форме запоминается быстрее. Сейчас я изучаю иностранные языки и, кроме занятий в вузе, просмотра фильмов на английском, интервью англоязычных политиков, актеров, различных деятелей, иногда смотрю видеоролики в Tik Tok. Я отдаю предпочтение контенту, где учебный материал объясняют преподаватели — носители английского языка, у них я учусь правильному произношению, понимать быструю устную речь, улавливать оттенки и тонкости, которые есть в любом языке, в том числе в английском», — рассказала она.

Студент Адил Бахытжан — будущий юрист. По его профилю — право и юриспруденция — обучающего контента в Tik Tok не так много.

«Однажды всплыл такой ролик про историю, там говорили про нашествие племени в Центральной Азии. Были  даты, места сражений, очень интересно.  Согласен, такой формат может заинтересовать, это прикольно и затягивает. Какие-то моменты в памяти остались. Наверное, так запоминать факты тоже можно. Мне кажется, молодежи «зайдет» и другой формат, какие-то видео, где не так много фактов и время подлиннее, чтобы погрузиться в тему», — считает он.

ИА «NewTimes.kz» уже писал про новых интернет-звезд среди казахстанских педагогов и репетиторов, чьи развлекательно-образовательные ролики в TikTok набирают миллионы просмотров, а самих блогеров узнают на улицах. Редакция собрала самые яркие аккаунты казахстанцев, с которыми будет интересно изучать школьные предметы, готовиться к экзаменам и получать новые знания.