пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

Фантастический бардак, или Пассажирские перевозки в Шымкенте как приговор

Трепет испытывают горожане и гости, когда им приходится сталкиваться с городскими автобусами. Без разницы — в качестве пассажиров или участников движения. Огромные машины под управлением непредсказуемых водителей представляют для всех одинаковую опасность. Из страшного ДТП с неуправляемым автобусом весной этого года, в котором погибли пять человек, владельцы автопарков и власти выводов не сделали. Вместо серьезной работы над ошибками и поиска причин системного кризиса отрасли ограничились наказанием водителя. Теперь мы можем увидеть истоки той трагедии.

Для оценки ситуации и поиска путей выхода из перманентного кризиса городского общественного транспорта администрация Шымкента пригласила одного из ведущих экспертов в этой области — почетного автомобилиста РК Байболата Баймаханбета. У эксперта вызвало шок, то что он увидел в автопарках, о чем рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Игорю Лунину.

Фото автора
Фото автора

Повидавший за сорок лет работы в отрасли аксакал поразился увиденному.

«Я был просто поражен увиденным, — не смог сдержать эмоций ветеран, — точнее, все мои впечатления можно назвать шоком. Шымкент действительно «уникальный» город: такого фантастического бардака в пассажирских перевозках нет больше ни в одном городе страны. Можете гордиться или экскурсии устраивать в ваши автохозяйства. Страшно, но очень поучительно. Из 11 работающих сегодня в городе транспортных компаний я побывал в восьми. Только в двух есть то, что можно условно назвать производственно-технической базой, то есть помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта автобусов. Только 25% компаний, занятых ежедневно перевозкой людей, озаботились этими элементарными вещами. Хотя закон предписывает иметь ПТБ всем без исключения. Без этого компания вообще-то не могла получить маршруты. Так везде, но только не у вас. У вас все как всегда.

В ИП «Абдуганиев» на территории ПТБ из технического оборудования имеются две смотровые ямы под навесом. От технической оснащенности автопарков и уровня обслуживающих специалистов в первую очередь зависит безопасность людей!»

Самое грустное, что увиденное Баймаханбетом в ноябре этого года ничем не отличается от того, что было в 2016-м. Тогда он по заказу акимата города с группой специалистов НИИ транспорта и коммуникаций РК разработал  Комплексную схему развития пассажирского транспорта города Шымкента (оптимизация маршрутной сети общественного транспорта города Шымкента, подсчет пассажирского потока в полном объеме).

«Очевидно, что в Шымкенте вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, контроль технического состояния транспортных средств решаются не на должном уровне. Некоторые предприятия имеют низкую техническую оснащенность или же она полностью отсутствует. К примеру, у  ТОО «Green Bus Service» нет ни своих автобусов, ни производственной базы, ни специалистов», — выдержка из документа.

В 2016-м из 28  работавших в городе транспортных компаний собственные автобусы и ПТБ имели только шесть. В 2019-м акимат города провел большую зачистку. Но с задачами, поставленными в комплексной схеме развития, это избиение местных транспортных компаний ничего общего не имело. Площадку расчищали под новые фирмы. Наступало время всяческих Bus и большой распил бюджета на закупке автобусов у виртуоза «отвертки» — «Сарыаркаавтопрома».

В 2019 году закупили 300 новых автобусов марки Ankai с дизельным двигателем и механической коробкой передач. Для работы в городских условиях эти машины мало приспособлены. В них одинаково некомфортно и водителям, и пассажирам. Водителю весь день приходиться отжимать педаль сцепления для переключения передач. В современных условиях на городских маршрутах работают в основном автобусы с коробкой автомат. Городские маршруты должны обслуживаться низкопольными автобусами с ровным полом  в салоне. Не должно быть никаких ступенек. В  салоне Ankai их целых четыре! При резком торможении, нештатных дорожных ситуациях это неизбежно приведет к тяжелым травмам у пассажиров. Около сотни Ankai по прибытии в Шымкент простояли под открытым небом примерно год.

В 2020 году через СПК «Шымкент» на бюджетные деньги приобрели 590 автобусов марки Yutong, условно произведенные «Сарыаркаавтопромом». Их акимат рекламировал как «экологически чистые». Неподражаемую по наглости распила бюджетных средств операцию провели быстро и четко. Ребята не мелочились. Счет шел на миллиарды. Машины щедро оплатили казенными деньгами от 54 до 67 (за удлиненные) млн тенге за штуку. В том же году компания «Туркестан жолаушы» закупила для Туркестана  аналогичные машины в Китае с годичным пробегом по 22 млн тенге. Притом в розницу всего 20 единиц. Просто у СПК деньги были казенные, а у туркестанского предпринимателя — кредитные. Это Шымкент, детка! В бюджете города сделка оставила огромную дыру. Счетная палата РК попыталась ее аннулировать. Но никто из участников не пострадал. Из 590 машин на простой встало более 200. В Шымкенте не было и нет достаточной инфраструктуры газозаправочных станций.

«Сегодня 460 автобусов Yutong, — говорит Баймаханбет, — находятся на балансе ТОО «T-Bus», «Радуга транспорт» и «TTK». Все они ежедневно утром выезжают из одной базы. Контрольный пункт просто физически не успевает проверить техническое состояние  автобусов перед выездом на линию. Считаем: 460 машин, минимально по 5 минут на каждую. Итого 38,5 часа! Еще нужно учесть время на получение водителями путевых листов в диспетчерской и прохождение медицинского осмотра в медпукте. Не сходится».

Была еще всеобщая «толемизация» шымкентских автобусов. Через три года после установки система электронной оплаты «Толем» приказала долго жить. По данным управления пассажирского транспорта и автодорог акимата Шымкента, сегодня не менее 40% пассажиров ездят без билетов. Но не бесплатно! Поток «черного нала» после короткого спада набирает объем и мощь.

Контрольный выстрел в общественный транспорт акимат  Шымкента сделал в 2020 году. В самый пик карантинного безумия, когда автобусы стояли на приколе, новую маршрутную схему заказали «всемирно известной» компании «Астана LRT». Видимо, дела у столичных комбинаторов были совсем неважные, поскольку слепили они ее по-быстрому всего за 47 млн тенге — цена одного автобуса от сарыаркинцев. Как они подсчитывали пассажиропоток и прочие необходимые показатели при неработающем транспорте, осталось профессиональной тайной. Шымкентцам достались 77 новых маршрутов автобусов, нарисованных так, что в городе до сих пор с завистью говорят: «Это что ж такое ребята курили?!»

Вишенка: все они неожиданно «социальные» и «убыточные». Соответственно, получают государственные субсидии. Баймаханбет утверждает, что при существующей системе «учета» невозможно подсчитать не только реальные убытки, но и прибыли перевозчиков. Праздник немотивированной щедрости за счет налогоплательщиков в самом разгаре.

По результатам предварительного осмотра эксперт диагностировал шымкентскому общественному транспорту скорую и болезненную для горожан смерть. Больного гуманнее было бы усыпить. Но почетный автомобилист РК предложил городскому акимату для вывода его из «комы» построить центр по техническому обслуживанию автобусов и станцию ремонта газового оборудования Yutong. Ну и провести, наконец, подсчеты реального пассажиропотока на всех действующих маршрутах и разработать нормальную маршрутную схему общественного транспорта  для объективного расчета размера выделяемых субсидий из бюджета города.

Что думаете об этом?
Нравится 2
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 3