Незаконная близость: В каких городах РК появились целые микрорайоны возле аэропортов

27 декабря 2019 года самолет авиакомпании Bek Air потерпел крушение в Алматинской области. При взлете воздушное судно потеряло высоту, пробило бетонное ограждение и врезалось в двухэтажный коттедж. Встал вопрос о законности строительства жилого помещения рядом с аэропортом. Редакция ИА «NewTimes.kz» рассказывает в своем обзоре, в каких еще городах выявили незаконные постройки рядом с воздушной гаванью.

Незаконная близость: В каких городах РК появились целые микрорайоны возле аэропортов
Фото: pixabay.com

Согласно постановлению правительства от 2011 года, для размещения объектов любой высоты на удалении до четырех километров от ближайшей точки взлетно-посадочной полосы требуется согласование с комиссией аэропорта. Однако его владельцы дома не проходили. Об этом ранее на пресс-конференции в СЦК рассказал заместитель премьер-министра Роман Скляр.

Корреспонденты телеканала КТК встретились с хозяином дома Ришатом Калибековым, в чей дом врезался самолет. Мужчина рассказал, что надеется получить компенсацию за пострадавшее во время столкновения жилье.

Фото: inform.kz

«Мне главное, чтобы от дома дали деньги, только это нужно, другого не прошу. Когда я покупал участок, все было законно, у нотариуса оформлено. В документах есть адрес, улица и акт с номером на землю. Не я один покупал участок, были и другие люди. В один год все брали», — цитата из телевизионного сюжета.

При этом в беседе с корреспондентом Informburo.kz Калибеков уточнил, что у него есть документы на землю, а бумаги на построенный в этом году дом он не успел оформить.

В акимате Талгарского района Алматинской области дом Калибекова назвали самовольным строением. В ответ на официальный запрос Первого канала «Евразия» чиновники сообщили, что здание возведено на земле, где строительство жилья, согласно Земельному кодексу, запрещено.

«Отдел архитектуры и градостроительства Талгарского района не выдавал на данное самовольное строение архитектурно-планировочное задание, эскизный проект не согласовывался, а акт приемки объекта не регистрировался», — говорится в заявлении акимата.

Антикоррупционная служба по Алматинской области начала досудебное расследование, чтобы выяснить законность строительства домов возле аэропорта. Вице-премьер Роман Скляр на пресс-конференции в СЦК сообщил, что в 2015-2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарной защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для жилого строительства.  

Все новости по крушению самолета авиакомпании Bek Air смотрите здесь.

Корреспондент Tengrinews.kz взял интервью у юриста Бакытжана Базарбека, чтобы узнать, в каких еще городах постройки возле аэропортов могут оказаться незаконными. Спикер рассказал, что проблема незаконной застройки актуальна не только для Алматы. Есть вероятность, что в Атырау, Актобе, Шымкенте и Таразе также существуют махинации с земельными участками.

«В Актобе возле аэропорта появились целые микрорайоны, стоят жилые многоэтажки. Хотя по строительным и авиационным нормам в радиусе четырех километров от границ аэропорта не должно быть зданий выше 50 метров. Также на этом расстоянии нельзя строить сооружения, радиочастоты и электромагнитное воздействие которых могут повлиять на радиолокационное оборудование аэропорта и самолетов. В этом плане в Актобе нарушены все строительные, санитарные нормы и правила, технические регламенты и авиационные нормы», — рассказал юрист.

В Шымкенте, со слов эксперта, в охранной зоне аэропорта сначала выдавали земли для крестьянского хозяйства, дачных и подсобных хозяйств, а теперь на их месте стоят полноценные коттеджи. Журналист Otyrar.kz встретился с жильцами этих домов. Шымкентцы признались, что потеряли покой после крушения самолета в Алматинской области: им кажется, будто на их жилье вот-вот обрушится воздушное судно.  

«Вблизи воздушной гавани расположены дома, не один, не два, а десятки. Это целый населенный пункт. Жители рассказывают, когда земельные участки раздавали, обещали, что аэропорт перенесут. Прошло несколько лет, но обещание никто не выполнил. К примеру, дом Фарруха Расулова построен рядом с аэропортом, через колючую проволоку видно полосу взлета и посадки», — цитата из материала от 21 января. 

В Таразе также в охранной зоне построили теплицы и сооружения, которых здесь быть не должно. Журналисты телеканала QAZAQSTAN встретились с бизнесменом Гани Инамжановым, который взял в лизинг теплицу у фонда финансовой  поддержки сельского хозяйства. Строение несколько лет незаконно функционировало недалеко от аэропорта Аулие-ата в Таразе. Предприниматель настаивает, что не знал всех подводных камней.

«Сразу после того как он взял объект в лизинг, хотел создать современную теплицу. В свою очередь, в фонде сообщили о необходимости разрешения комитета гражданской авиации. Комитет не дал разрешение. У предпринимателя, который оформил теплицу в кредит, не осталось другого выбора, кроме как обратиться в суд», — говорится в сюжете от 17 января.

Более подробный расклад по незаконным строениям возле международного аэропорта Аулие-ата дало издание Ratel.kz. Юрист и эксперт в области земельного права Бакытжан Базарбек предоставил в распоряжение редакции документы, свидетельствующие о многочисленных нарушениях в санитарной зоне. Выяснилось, что еще в 2017 году транспортные прокуроры предупреждали комитет гражданской авиации и акимат Жамбылской области, что за последние два года без разрешения в радиусе 15 километров от контрольной точки аэропорта построено 17 объектов: жилые массивы, многоэтажные дома, монументы, производственные помещения и даже школы. Также вблизи аэропорта размещено пять мест выброса пищевых отходов — звероводческие фермы и скотобойни, которые представляют реальную угрозу безопасности полетов, так как создают массовое скопление птиц.

Фото: Ratel.kz

«Местные исполнительные органы формально относятся к соблюдению санитарных норм и СНиПов. Документы, которые мне попали в руки, — еще одно подтверждение коррупции в сфере земельных отношений. Более того, они показывают беззубость системы надзора за исполнением законов. Акимы Жамбылской области и города Тараза никак не реагируют на предписания прокуроров, хотя те заваливают ими все инстанции с 2015 года. Чиновники областного управления по контролю и охране земель должны были сразу же подать иски в суд и остановить процесс выдачи участков в зоне аэропорта. Но ничего не было сделано!» — заявил Базарбек.

А вот о том, что в Атырауской области земельные участки рядом с аэропортом незаконно выдали в частные руки, было известно еще давно.  

В июле 2014 года газета «Ақ Жайық» со ссылкой на главную транспортную прокуратуру опубликовала статью под названием «Давали землю под боком аэродрома». В ней говорится, что атырауский акимат не согласовал свои действия с комитетом гражданской авиации и выдал около 40 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в 2011-2012 годах. Со слов экспертов, власти до сих пор не приняли никаких мер для решения вопроса.

Чтобы узнать, как выглядят на карте незаконные строения вокруг аэропортов в разных казахстанских городах, можете посмотреть материал Rate.kz «Земля важнее безопасности» от 5 января. Журналисты через www.google.com/maps посмотрели, в каких аэропортах Казахстана и стран экс-СССР жилые дома расположены рядом со взлетно-посадочной полосой. В списке есть Алматы, Тараз, Усть-Каменогорск, Шымкент и Семей.

Loading...

23 февраля, воскресенье