Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов прокомментировал принятие проекта кодекса о здоровье в мажилисе, передает ИА «NewTimes.kz».
Напомним, во втором чтении мажилис одобрил проект кодекса с сопутствующими поправками «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Биртанов на своей странице в Facebook отметил, что это только половина пути.
«Работа еще не закончена, еще многое предстоит сделать. Но уже сейчас, в процессе рассмотрения проекта кодекса в мажилисе, найден консенсус по нормам, касающимся вакцинации, донорства, трансплантации, охраны психического и репродуктивного здоровья, скринингов, сбора персональных медицинских данных, регулирования потребления табачных изделий», – подчеркнул глава Минздрава.
Он рассказал, что по поручению президента предусмотрены нормы по усилению роли санитарно-эпидемиологической службы и ее укреплению.
«Ни один закон в сфере здравоохранения ранее не проходил такого открытого и масштабного обсуждения! 42 заседания рабочей группы, поступило более 1 тыс поправок, 11 публичных обсуждений в Нур-Султане, Алматы, регионах с привлечением большого количества отечественных и международных экспертов, представителей ВОЗ», — говорит Биртанов.
По словам главы Минздрава, все, кто имел искреннее желание и новые мысли о будущем развитии медотрасли, высказывали свои предложения, начиная с 2018 года, а этой зимой министерство здравоохранения оперативно согласовало и добавило 16 новых предложений от НПО.
«Хотелось бы отметить беспрецедентно широкое его обсуждение с общественностью в стенах мажилиса парламента, в том числе на заседании фракции партии Nur Otan, по чувствительным нормам, вызвавшим у населения особое внимание. Мы приветствуем это, поскольку проект кодекса является социально значимым документом, и активная реакция со стороны общественности была ожидаема», — сказал он.
Вместе с тем Биртанов отдельно остановился на вакцинации.
«В последнее время в социальных сетях разгорелись баталии против принятия кодекса в части обязательной вакцинации с рассказами о некачественных вакцинах, недобросовестных закупах и неправильной транспортировке вакцин, медосложнениях, которых нет, и якобы огромном количестве отказников. Это откровенные манипуляции общественным сознанием!» — заявил главный медик страны.
Он разъяснил, что вакцинация в Казахстане не является и не станет принудительной.
«Нет никаких норм, ограничивающих права непривитых детей! Есть только одна норма, обеспечивающая коллективный иммунитет, то есть защиту здоровья всех детей, посещающих детские сады», — пояснил Биртанов.
Следом он показал статистику отказов.
«К тому же, если сравнить количество погибших детей в Казахстане за 2019 год, от вакцин это 0! Цифры говорят сами за себя», — отметил глава Минздрава.
Также он сообщил, что каждая вакцина в Казахстане проходит многоэтапную проверку на безопасность, эффективность и качество, которая соответствует международным стандартам надлежащей производственной практики.
Читайте также: «Люди начнут умирать как мухи»: Что казахстанские врачи думают о противниках вакцинации?
Контроль качества начинается с этапа регистрации, когда проводится полный анализ документального досье на вакцину, а эксперты НЦЭЛС выезжают на производственную площадку и осуществляют оценку согласно алгоритму и соответствию стандарта.
В ходе второго аналитического этапа идут лабораторные исследования, также Минздрав проверяет историю доклинических и клинических исследований, какова эпидемиологическая эффективность вакцины.
Уже после регистрации каждая партия, серия завозимой вакцины проходят еще одну оценку — на безопасность и качество. Если вакцина закупается через международные организации, то оценка безопасности качества проводится на уровне ВОЗ. Сегодня все применяемые в рамках национального календаря прививок вакцины проходят преквалификацию ВОЗ.
«Ранее мы неоднократно демонстрировали, как проходит процесс оценки безопасности и качества. Продолжим делать это открыто и тщательно», — заверил Елжан Биртанов.
К слову, медсестра прививочного кабинета поликлиники №4 из Нур-Султана Назерке Ахметканова рассказала о технике проведения вакцинации.