Вопросы с иллюстрациями и графикой попались слепому абитуриенту Александру Черченко из Уральска. Именно по этой причине он и не смог сдать тестирование с первой попытки, передает ИА «NewTimes.kz».
Как пишет 24.kz, зрения парень лишился из-за врачебной халатности. Несмотря на полную слепоту, Александр не опустил руки и мечтает стать правозащитником. Хочет помогать таким же, как он. Однако поступление в вуз на выбранную специальность и сдача тестирования обернулись для него настоящим испытанием.
«По некоторым другим предметам также были вопросы с картинками. По математике были вопросы с осью. То есть были вопросы с графикой, таблицей, не говоря уже про другие уравнения. Вы сами понимаете, что помощник не сможет описать вопрос с картинкой, например, как бы он не описывал вопрос с картинкой, я все равно не смогу понять без зрения. Мы записались на прием к министру образования, чтобы все-таки для инвалидов были внесены изменения по сдаче ЕНТ», — рассказывает он.
После встречи с министром, по словам парня, вопросы изменили. Во второй раз он набрал 84 балла.
Однако после выяснилось, что на выбранную им специальность «Право» в вузы Уральска министерство образования не выделило ни одного гранта. Не поможет даже 1%-ная квота для людей с инвалидностью, на которую ссылаются в профильном ведомстве.
Год обучения в университете, по словам парня, стоит больше полумиллиона тенге. Осилить такую сумму инвалиду первой группы невозможно.
«Лица с инвалидностью при подаче заявления будут участвовать в конкурсе среди своей квоты. 64 человека подали заявления, указали категории своей инвалидности. Из них 21 человек имеет инвалидность по зрению. Если они набирают пороговый балл, участвуют в конкурсе, как правило, все получают грант. У нас за бортом никто не остается», — прокомментировала руководитель управления формирования государственного образовательного заказа Жанна Есинбаева.
По данным МОН РК, в прошлом году из 130 тыс сдававших ЕНТ 400 имели инвалидность. В этом году желающих получить высшее образование еще меньше. Их количество сократилось почти в шесть раз.
Общественники связывают это с тем, что к обучению таких детей не готовы ни вузы, ни чиновники образования.
«Ситуация достаточно спорная в том, что есть доступ к получению образования. Если говорить о получении высшего образования, то, конечно же, здесь возникает масса вопросов. Надо отметить, что в наших среднеспециальных и высших учебных заведениях практически нет центров поддержки людей с инвалидностью. Обычно в вузах развитых стран такие центры есть. Просто поддерживать психологически, юридически. Указывать высшему или среднеспециальному учебному заведению, что еще нужно сделать для того, чтобы просто был еще и физический доступ в это учреждение. Министерству образования и науки надо задуматься о том, что нужны специальные устройства для таких студентов. Кто это делал? Я думаю, никто», — высказала свое мнение депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова.
Помимо технического оснащения учебных заведений, говорят специалисты, нужны и преподаватели со знанием специфики работы с детьми с особыми потребностями.