Цены на услуги такси у агрегаторов растут не только в Нур-Султане и не только из-за первого снега, такое происходит в каждом городе и в любых ситуациях, способствующих транспортному коллапсу, и текущий год — не исключение, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Energyprom.kz.
Тем временем в официальной статистике ничего похожего на подобный многократный скачок цен не видно. К примеру, в сентябре, по данным БНС АСПиР РК, услуги такси не изменились в цене вообще, причем ни в одном регионе. Это можно было бы объяснить тем, что первые серьезные снегопады на севере в этом году начались в октябре, однако и прошлой осенью, и в предыдущие годы никаких действительно значимых изменений стоимости проезда в такси официальная статистика не отображала.
Месячный рост цен за последние три года составлял максимум 2%, но чаще не превышал даже 1%, а временами наблюдался и спад. Что касается годовой динамики, то, согласно данным бюро, в сентябре этого года цены на такси превосходят прошлогодние лишь на 6,5%.
К сожалению, в приложениях в собственных смартфонах или при попытке остановить такси прямо на дороге жители и гости страны наблюдают совсем иную картину.
Доходы предприятий от услуг такси за январь-август по сравнению с аналогичным периодом 2020 года выросли почти в пять раз и составили 2,8 млрд тенге, почти сравнявшись с докризисным уровнем 2019 года. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период показатель составлял всего 603,3 млн тенге, сократившись почти впятеро из-за «коронакризиса» и карантинных ограничений.
При этом численность перевезенных в этом году пассажиров сократилась к прошлому году на 30,6% — до 1,4 млрд человек за восемь месяцев. В январе-августе 2020 также наблюдался спад — минус 48,7% за год.
Впрочем, возможно, разлет наблюдаемой ситуации и официальной статистики связан с тем, что рынок такси в РК достаточно «серый». По словам председателя ассоциации транспортников Нур-Султана Медета Курманова, 90% рынка такси в Казахстане находится в теневом секторе.
Относительно «белым» можно считать сегмент международных компаний-агрегаторов. Наиболее популярные в РК — объединенные «Яндекс.Такси» и Uber (причем «Яндекс» постепенно выкупает долю Uber), inDriver, и, кроме того, на рынок Казахстана зашел китайский сервис DiDi.
Самое большое количество голосов на территории Казахстана, по данным на 8 октября, в App Store получило приложение «Яндекс.Такси» — «Яндекс Go»: свои оценки приложению поставили 345,5 тыс пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла. Вполне вероятно, что рейтинг достаточно позитивный в первую очередь потому, приложение позволяет не только вызывать такси, но и заказывать еду, вызвать курьера и прочее, и высоко оцениваются именно прочие функции.
Следом идет inDriver — проголосовало 336,8 тыс пользователей, средний рейтинг составил 4,9 балла. У Uber KZ самый высокий рейтинг — 5 баллов, при этом проголосовало лишь 25,4 тыс человек. У новичка DiDi не только самый низкий рейтинг — всего 1,2 балла, но и наименьшее число проголосовавших — 1,9 тыс пользователей.
Play Market не учитывает загрузки, голосование и рейтинг отдельно по странам. Здесь чаще всего оставляли оценки приложению «Яндекс Go» — 2,9 млн пользователей, рейтинг составил 4,9 балла. Следом идет inDriver — 2,4 млн проголосовавших пользователей, рейтинг — 4,8 балла. У DiDi — 579 тыс голосов, рейтинг — 4,1 балла.
Однако важно отметить: для всей этой тройки скачивается одно общее приложение вне зависимости от места проживания, и лишь потом пользователи выбирают свой регион и город. Иная ситуация у Uber: здесь в каждой стране, где компания присутствует совместно с «Яндекс», создается отдельное приложение. У Uber KZ по этой причине всего 6,6 тыс голосов, рейтинг — 4,6 балла.