четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
19oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения

Стремительно развивающаяся экономика, медицинская и социальная сфера нашей страны требует специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологиях их выполнения. В связи с этим в Казахстане стали внедрять новую форму подготовки специалистов, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. О преимуществах дуальной формы обучения корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказала директор Департамента технического и профессионального образования МОН РК Насымжан Оспанова.

фото eKaraganda
фото eKaraganda

— Здравствуйте, Насымжан Жамбековна! Читателям интересно было бы узнать о дуальной форме обучение и о задачах, которые ставит перед собой работодатель, обучая на своем производстве потенциальные кадры?

— Дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия, учебного заведения и обучающегося. Работая в тесном контакте с будущим работодателем, учебное заведение уже в ходе обучения учитывает производственные требования, которые предъявляет к своим потенциальным кадрам предприятие. Таким образом, решается задача дуальной системы обучения – объединение интересов бизнеса, будущих специалистов и государства, при котором выпускники учебных заведений ТиПО обеспечиваются рабочими местами, а работодатели – профессионально-техническими кадрами, которые им нужны.

— Каким образом проходит обучение по дуальной системе?

— Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, профессиональной практики на базе предприятия (организации).

— Какая выгода предприятиям от того, что они организовывают у себя обучение студентов?

— Дуальная система обучения становится выгодной предприятиям по

следующим факторам:

- подготовка кадров осуществляется под конкретные технологические процессы, точно соответствующие требованием предприятия;

- повышение производительности, качества услуг и продукции;

- сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии;

- достижение в перспективе большей отдачи от вложенного капитала в результате своих образовательных усилий;

- снижает затраты на дополнительное обучение.

Каким образом государство оказывает поддержку предприятиям, обучающим на своем производстве будущих специалистов?

— Для стимулирования предприятий  в организации  дуального обучения  в Методике подушевого финансирования ТиПО предусмотрена оплата  труда непосредственно  наставнику с предприятия (организации). Оплата труда наставнику производится через договор возмездного оказания услуг в соответствии с Гражданским Кодексом РК.

С 2021-2022 учебного года казахстанским колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Теперь они сами совместно с работодателями будут определять содержание образовательных программ и сроки обучения.

Образовательные программы позволят студентам получить необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительно другие квалификации. Кроме того, теперь срок обучения в дуальном формате будет засчитываться студентам в трудовой стаж. Это позволит выпускникам колледжей трудоустроиться с уже имеющимся опытом работы.

— Какие преимущества в дуальном обучении?

— Так как дуальная система обучения направлена на обеспечение тесного взаимодействия профессиональной школы и обучающего предприятия (организации) она имеет следующие плюсы:

- согласованное взаимодействие предприятия и организации ТиПО;

- гибкость и индивидуализация при организации производственного

обучения и профессиональной практики;

- отсутствие разрыва между теорией и практикой;

- адаптация будущих специалистов к производственной среде;

- для выпускника ТиПО период прохождения профессиональной практики на предприятии засчитывается в его трудовой стаж.

— Кто может участвовать в дуальном обучении?

— Участниками дуального обучения могут быть:

1) учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности;

2) предприятия (организации), независимо от формы собственности;

3) обучаемый – студент (стажер), слушатель.

— Кто составляет образовательные программы при дуальном обучении?

— Предприятие участвует в разработке рабочих учебных планов и учебных программ учебного заведения ТиПО, а также учебно-методических комплексов. Колледжи совместно с работодателями определяют содержание образовательных программ на основе профессиональных стандартов и региональных особенностей, определяют сроки, объем учебного времени и вводить дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по необходимости. Таким образом, работодатели совместно с учебными заведениями имеют возможность самостоятельно регулировать содержание образовательных программ в соответствии с потребностями быстро меняющейся экономики.

— Обязан ли работодатель платить заработанную плату студенту, обучающемуся по дуальной системе?

— За время прохождения производственного обучения и профессиональной практики, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса РК и условиями договора о дуальном обучении, предприятия могут производить компенсационную выплату обучаемому за выполненные определенные функциональные обязанности. Работодатели заинтересованы в заключение договора с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студенты знают, что после завершения учебы они будут трудоустроены на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольются новые квалифицированные сотрудники.

— С какими трудностями сталкиваются участники данной программы обучения?

— Для успешного функционирования дуальной системы обучения должна быть  разработана законодательная и нормативная база, которая регламентировала бы такую систему подготовки специалистов. Но на данный момент в стране  действуют устаревшие образовательные стандарты. А так же мы зачастую сталкиваемся с дефицитом инвестиций. Большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов. Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация программы дуального обучения. Необходимо сформировать новую модель подготовки профессионалов, которая сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

Большое спасибо за интервью!

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0