Пока российские предприятия преимущественно стоят, в Казахстане продолжается сборка популярных моделей четырех брендов, передает ИА «NewTimes.kz».
На челябинском сайте 74.ru разместили статью, в которой россиянам объясняют тонкости покупки машины в Казахстане.
«Курс рубля к тенге укрепился до небывалых высот, а ввоз машин из соседней республики упрощен: обе страны входят в таможенный союз, поэтому пошлины отсутствуют. Не пора ли наведаться в Казахстан ради автомобиля?» — говорится в статье.
Казахстан зависим от российских автозаводов и тоже переживает непростой период. Например, Renault в основном ввозился из Тольятти и Москвы, а отверточная сборка кроссоверов Renault в Костанае развития не получила, отмечает автор. Поэтому, как и в России, новые Renault попали в разряд дефицита, и это сказалось на ценах. Например, стоимость Renault Duster начинается от 10,385 млн тенге, что по указанному выше курсу равно 1,675 млн рублей. Это дороже, чем наиболее доступные комплектации Duster у российских дилеров.
Другой пример: базовая Lada Granta в еще докризисной базовой версии Standart стоила от 4,69 млн тенге, или от 756 тыс рублей, что сравнимо с нынешней российской ценой. При этом АВТОВАЗ объявил о выпуске «кризисной» версии Granta без АБС и подушек за 676 тыс.
«Toyota Camry в Казахстане стоит от 11,7 млн тенге (2,3 млн рублей), что выглядит заманчиво, но заявленная базовая цена в России не намного выше — 2,5 млн, а главная проблема — в нехватке машин. А если посмотреть реальные цены, то стоимость Camry с двигателем 2,5 литра в Казахстане превышает 20 млн тенге, то есть более 3,2 млн рублей: за похожие деньги автомобиль предлагают и российские дилеры», — пишет эксперт.
Есть и исключения — китайские машины. Chery Tiggo 4 в России стоит от 1,65 млн рублей, в Казахстане его цена начинается от 7,9 млн тенге, что соответствует 1,27 млн рублей. Для Chery Tiggo 8 Pro разница еще больше: в России он стоит минимум 3,45 млн рублей, в Казахстане — чуть ли не на миллион меньше.
В легковом сегменте автопром Казахстана представлен двумя крупными производителями — это костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» (выпускает JAC, Chevrolet, Kia) и два завода компании «Астана Моторс» в Алматы, собирающие популярные модели Hyundai. Раньше крупным автосборщиком Казахстана был холдинг «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске, но оказался в предбанкротном состоянии.
Модели казахстанской сборки выглядят привлекательными, считает эксперт. Так, Hyundai Accent стоит от 7,1 млн тенге, или от 1,15 млн рублей, тогда как в России за него просят более 1,4 млн рублей. Цена кроссовера Creta в Казахстане начинается от 9,1 млн тенге (1,5 млн рублей), в России же его не купить дешевле 1,86 млн.
Завод в Костанае выпускает автомобили Chevrolet из узбекских машинокомплектов. Например, бюджетный седан Cobalt стоит от 6,5 млн тенге (1,05 млн рублей), в России же дилеры распродают остатки по ценам выше 1,2 млн рублей. Более привычный Chevrolet Nexia (Aveo) стоит от 5,19 млн тенге (837 тыс рублей), в России цены ближе к миллиону рублей.
«В режиме отверточной сборки в Костанае делают аж девять моделей Kia. Седан Rio стоит от 7,89 млн тенге (1,27 млн рублей), Kia K5 — от 15,39 млн тенге (от 2,48 млн рублей), столько же просят за новый Kia Sportage, а базовый Seltos оценивается в 11,1 млн тенге (1,79 млн рублей). Это чуть ниже российских цен, но разница в целом недраматичная. В Казахстане можно половить выгоду, но важно учитывать актуальные курсы валют и другие нюансы», — говорит автор статьи.
Перекупщики рассказали, что некоторые официальные дилеры избегают работы с россиянами.
«Причина достоверно неясна: вероятно, руководство отдельных марок опасается, что его обвинят в попытках обойти санкционный режим, и запрещает дилерам продажу машин гражданам России. Может быть, это делается ради перестраховки, но в любом случае детали сделки согласовывайте заранее», — советует эксперт.
Оплачивать таможенную пошлину не надо, если автомобиль был произведен в Казахстане или растаможен там. Из обязательных платежей остается утилизационный сбор: для физических лиц используется единая ставка 3,4 тыс рублей (машины до 3 лет) или 5,2 тыс (старше 3 лет). Акциз и НДС с физлиц не взимаются. При этом для юрлиц утилизационный сбор весьма велик, считает автор статьи. Например, при ввозе новой машины среднего класса он составляет 178 тыс.