суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
-4oC
×

Электронное правосудие и информационные технологии в судопроизводстве

В судебной системе нашей страны активно идут обширные процессы модернизации. Во-первых,  система переживает институциональные изменения, связанные с реализацией Плана Нации «100 конкретных шагов», во-вторых, эволюционирует, внедряя в свою работу более современные форматы взаимодействия с обществом. Речь идет о 100% электронном суде.

В целях расширения использования возможностей новых технологий, внедряемых для упрощения судопроизводства, сотрудниками судов ведётся регулярно разъяснительная работа среди населения, сообщила исполняющая обязанности заведующей  канцелярией Чингирлауского районного суда  Гулим Юсупова.

Со слов спикера, сегодня сервис «Судебный кабинет» широко применяется населением и содействует эффективной работе адвокатов, судей и специалистов судов, совершенствованию правовой культуры граждан, соблюдению и защите их прав. Сервис «Судебный кабинет» не только облегчает работу судов республики, но и содействует росту специализации сотрудников суда и повышению их квалификации путем овладения новыми технологиями.

В «Судебный кабинет» были внесены  дополнения по  гражданскому, уголовному  и административному судопроизводству.

В  гражданском судопроизводстве имелись четыре основные документа: заявления искового, особого искового, особого производства, заявление о вынесении судебного приказа, подача заявлений по инвестиционным спорам и ходатайство об ознакомлении с копией аудио видеозаписи.

Сервис дополнен 27 документами по делу и тремя документами по пересмотру судебных актов. Всего в электронном варианте  в гражданском судопроизводстве  можно получить 34 документа.

В уголовном судопроизводстве  можно было получить услугу по трем основным сервисам: жалоба на действия (бездействие) и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, подача жалобы частного обвинения и ходатайство об ознакомлении с копией аудио видеозаписи.  

Теперь  сервис дополнен и по делу  в электронном варианте можно оформить три документа: заявление о выдаче копий судебных актов, подача ходатайства, отправка заявления о предоставлении свидания с осужденным.

По пересмотру судебных актов  также граждане смогут оформить  три документа: апелляционная (частная) жалоба, ходатайство о пересмотре судебного акта в кассационном порядке, пересмотр судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

В административном судопроизводстве  было три основных сервиса: жалоба на действие (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и ходатайство об ознакомлении с копией аудиовидеозаписи.

Сейчас сервис дополнен двумя документами по делу ― заявление о выдаче копий судебных актов и подача ходатайства.  Что касается пересмотра судебных актов, то с помощью «Судебного кабинета» можно сейчас   подготовить:  документы на пересмотр судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам,  ходатайство о внесении представления в кассационном порядке, заявление об отзыве ходатайства о внесении представления в кассационном порядке,  отзыв на протест прокурора в кассационном порядке, отзыв на представление о пересмотре судебных актов в кассационном порядке.

Кроме этого, можно получить дополнительные услуги  - подача обращений, отправка писем, заявление на Апостилирование, заявления в Академию Правосудия.

Спикер  в заключение вновь подчеркнула  преимущества работы «Судебного кабинета» и пригласила жителей района пользоваться услугами электронного правосудия.

Напомним, в целях упрощения механизма доступа и обеспечения оперативности, а также  удаленного участия граждан в электронном судопроизводстве на официальном сайте www.sud.kz Верховного суда Республики Казахстан реализован сервис «Судебный кабинет».  Для того, чтобы  воспользоваться сервисами «Судебного кабинета» участнику судопроизводства необходимо получить электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра РК и пройти прецедуру регистрации в «Судебном кабинете» с использованием ЭЦП НУЦ.  

Для граждан, не имеющих доступа к интернету, в ЦОНах организованы уголки самообслуживания, где компетентные операторы  оказывают гражданам консультативную и практическую  помощь при подаче электронных заявления (обращений), жалоб и ходатайств посредством сервиса.

В условиях ускоренных темпов  развития общества, требуется автоматизация  деятельности судебных органов, оптимизация и  ускорение судебных процедур. Для выполнения этих задач проводится дальнейшее развитие в направлении расширения применения информационных технологий в судопроизводстве, использования инновационных технологий с учетом  мирового передового опыта, в том числе создания модели электронного суда.                                                                                          

«Судебный кабинет» – это единое окно доступа к онлайн сервисам и услугам судебных органов, посредством которого гражданин, его представитель или адвокат в любое удобное ему время, не выходя из дома, офиса через сеть интернета может отправить исковое заявление, заявление (обращение), заявление (замечание на протокол судебного заседания), жалобу и ходатайство в электронном виде, кроме того, имеется возможность оплаты государственной пошлины в онлайн режиме. В случае оплаты государственной пошлины через банки второго уровня, посредством электронных терминалов, банкоматов и прочих электронных устройств пользователь загружает в систему подачи документов копию платежного документа (платежные поручения, квитанции, чеки и др.) об оплате госпошлины.

Оплата государственной пошлины посредством платежного шлюза «электронного правительства» производится после заполнения формы электронного искового заявления. Просмотр судебных документов по делу позволяет сторонам процесса отслеживать ход рассмотрения заявления (обращения) и процессуальные сроки рассмотрения дела. Вход в сервис «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ИИН или БИН, а также пароля. Исковое заявление после удостоверения электронной цифровой подписью пользователя передается в информационную систему судебных органов Республики Казахстан. При этом отправитель моментально получает талон об отправке документа в электронном виде с указанием суда (адресата), сторон, дату и время отправления.

С 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан запущен и успешно функционирует информационный сервис «Судебный кабинет», посредством которого предоставляется более 50 видов услуг в электронном виде по всем направлениям судопроизводства. С момента запуска сервиса пользователи по достоинству оценили его возможности: сервис «Судебный кабинет» широко применяется населением, способствует совершенствованию правовой культуры граждан, защите гражданами своих конституционных прав.

На сегодняшний день в «Судебном кабинете» зарегистрировано 182 670 пользователей. В октябре 2017 года в сервисе «Судебный кабинет» реализована очередная услуга - «Электронная доверенность». Теперь для предоставления полномочий своему представителю сторонам нет необходимости ехать к нотариусу для оформления доверенности, достаточно иметь доступ к интернет и электронно-цифровую подпись.

Для формирования доверенности по авторизации в «Судебном кабинете» необходимо перейти в раздел «Электронная доверенность». В открывшейся странице «Доверенность», нажав на кнопку «Добавить», необходимо заполнить форму доверенности, в том числе данные представителя. Последние заполняются автоматически после заполнения графы «ИИН представителя».

«Электронная доверенность» реализована в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РК, указывающей, что доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному). Гражданским процессуальным кодексом РК, а именно частью 1 статьи 61, предусматривается оформление доверенности в форме электронного документа, удостоверенного ЭЦП доверителя. Доверителю при составлении электронной доверенности предоставлена возможность указать в разделе «Электронная доверенность» основные права лиц, участвующих в деле, предусмотренные частью 1 статьи 46 и частями 1, 2 статьи 60 ГПК, в виде перечня, что позволит доверителю точно определить круг прав, предоставляемых поверенному для участия в конкретном гражданском деле.

На основании статьи 58 ГПК, доверитель вправе доверить поверенному право: представлять интересы в суде первой инстанции; представлять интересы в суде апелляционной инстанции; представлять интересы в суде кассационной инстанции; подавать и подписывать исковое заявление, жалобы, ходатайства и заявления; на полный или частичный отказ от иска; признавать иск; увеличивать исковые требования; уменьшать предмет исковых требований; изменять предмет или основание иска; ознакомиться с материалами гражданского дела, делать выписки из них и снимать копии; заявлять отводы; заявлять ходатайства, в том числе о принятии мер по обеспечению иска, по обеспечению доказательств, об истребовании дополнительных доказательств; ознакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него письменные замечания; обжаловать решения, определения и постановления суда; заключать мировое соглашение и так далее.

Предусмотрена выдача электронной доверенности нескольким поверенным, поскольку законодательством не ограничено число поверенных, участвующих по одному делу. Электронная доверенность выдается в электронном виде в рамках одного рассматриваемого дела, срок его действия ограничен временем вступления судебного акта в законную силу и выдачи документов на исполнение.

Прекращение электронной доверенности осуществляется в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса РК. Для этого, в разделе «Электронная доверенность» предусмотрен подраздел «Прекращение действия доверенности» с перечислением вышеуказанных оснований или аннулирования доверителем выданной электронной доверенности до истечения срока.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0