Проказой, или лепрой, продолжают болеть по всему миру 22 млн человек. Есть прокаженные и в Казахстане, передает Первый канал Евразия.
Эту загадочную болезнь изучают уже целый век, но до сих пор не могут понять, что ее вызывает, и как это остановить. Врачей беспокоит, что при оживившейся миграции населения, в особенности из бедных стран, опасное заболевание может начать легко странствовать по свету.
Единственный в Казахстане лепрозорий находится в Кызылординской область. Почему прокаженные предпочитают оставаться подальше от здоровых людей, рассказывают медики и сами пациенты.
«Я человек сцены, у меня когда-то была своя вокально-инструментальная группа. Я выступал и видел себя знаменитостью. Но судьба распорядилась так, что я сейчас ни живой, ни мертвый», — делится своей историей больной проказой Жаксылык Баумуханов.
Лепрозорий в поселке Талдыарал был рассчитан на сотню с небольшим пациентов. Но в первые годы здесь наблюдалось до тысячи больных. Только в 60-70 годы, когда появились сульфоновые препараты, лепра отступила. В незапущенных стадиях даже можно добиться полного излечения. Но на это может уйти от 2 до 8 лет. Изувеченные лица, больные руки и ноги — здесь сейчас живут, в основном, те, кто заразились 30-40 лет назад. 75 больных в тяжелом состоянии. А всего в Казахстане их около 400.
«В начале врачи все боялись. Я тоже. Горло болело, все. Адаптация была жесткая. А потом привык, главное соблюдать дезинфекцию и стерильность. Я был в свое время в Мумбаи в Индии. Там есть целый район, где живут прокаженные в ужасных условиях», — говорит главный врач республиканского лепрозория Молдагали Сейталиев.
Основной очаг проказы — как раз Индия. А еще Бразилия, США, Китай, Африка. Миллионы больных. И это при том, что вакцины от инфекции нет. Черный врачебный юмор гласит: «проказа родилась с человечеством и умрет вместе с ним». А если больше оптимизма — нужно постоянно быть начеку. Ежегодно в мире появляется 200 тыс прокаженных.
«Я болею с 1956-63 года уже. Все время на уколах. Берем уколы, отпускают домой. Потом снова в больницу, и это вся моя жизнь. У меня не работают руки и ноги, у меня все отказывает. Я лишился зрения. Болезнь у меня забирает все», — рассказывает Оразгали Айтбаев.
Последний больной проказой зарегистрирован в Казахстане два года назад. Причины ее появления толком неизвестны. Сейчас ряд ученых высказывает предположение, что лепра — все-таки, заболевание генетическое. Врага не знают в лицо — и этим он еще более опасен. Самые современные лекарства должны быть в наличии — говорят врачи. При сегодняшней оживленной миграции населения проказу в любой момент могут завезти из-за рубежа. Угроза, которая до сих пор остается реальной.