Во второй серии документального фильма «Штрихи к портрету» Нурсултан Назарбаев рассказал о провозглашении независимости Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал «Хабар 24».
Первый президент Казахстана в эфире телеканала «Хабар» рассказал о становлении независимости Казахстана и создании Содружества Независимых Государств.
«Мы, действительно, из всех республик последними объявили. Фактически мы де-факто были независимыми, потому что все остальные были не зависимыми от нас. Если сама Россия объявила независимость 12 июня 1990 года.
Советский Союз развалился в конце 1991-го, а Россия уже объявила себя независимой. От кого? Россия была в СССР костяком, самым крупным государством, вокруг которого все держалось. Раз Россия объявила такое, дала сигнал, все последовали ее примеру. Таким образом, мы подошли к тому, что остались одни и независимые — без войны, драки…
И я оказался во главе такого государства. Другие тоже, конечно, но мы были в наиболее сложном положении, и из этого надо было выходить. Отвечаю на вопрос о том, объявили ли мы последними или непоследними: вопрос не в том, чтобы кого-то обогнать, быть первым или последним, вопрос в сохранении государства.
Объявить независимость — это одно, а вот сохранить ее — совсем другая категория, более сложная. С этого мы начали свою работу и жизнь», — рассказал Нурсултан Назарбаев.
Елбасы также вспомнил о неудавшемся намерении создать союз туркестанских государств и о предпосылках образования СНГ.
«Ельцин звонит, говорит: «Осталось тебе подпись поставить». Под чем подпись поставить? Я не читал документы, не видел. Как вы это решаете? Я не участвую, этот вопрос требует большого обсуждения.
Приехал домой и позвонил соседям по Центральной Азии — президентам Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана. Говорю, надо собраться, обсудить ситуацию, что мы должны делать, как нам быть.
12 декабря собрались в Ашхабаде, целый день с утра до ночи обсуждали, как быть. На столе было предложение создать Туркестанский союз, союз туркестанских государств. Это означало раскол по этническому признаку: там славяне, здесь тюрки. Я говорю, так не пойдет, мы же много лет жили по другому принципу, по другой идеологии, были единым государством и народом... Давайте более разумными будем», — рассуждает Нурсултан Назарбаев.
Первый президент отмечает, что создание отдельного союза вызвало бы не только непонимание со стороны других государств, но и спровоцировало бы военные столкновения.
«Пока мы заседали, несколько раз позвонил Ельцин. Переживали они, как мы решим — соединимся или нет. В конце концов договорились 21-го встретиться в Алматы: не присоединяемся ни к кому, а вместе собираемся и решаем, что делать. Конечно, Ельцин сразу согласился. Приехали 21 декабря в Алматы и там образовали СНГ — Содружество Независимых Государств», — вспоминает Елбасы.
Нурсултан Назарбаев отметил, как руководителям государств тяжело было прийти к единому мнению.
«Предыстория была такая: собирались-собирались в Москве — не договорились: обстановка трудная, тяжелая. С Горбачевым советуемся, он со мной, и в казахстанском постпрессе собрались я, руководители России, Украины, Белоруссии — вчетвером: «Слушайте, разваливается же все. Что нам делать? Надо что-то делать, удержать. Может, мы объявим союз четырех государств, в которых находится 90% экономики страны, и объявим, кто хотите, присоединяйтесь к нам и создадим новый союз, учитывающий интересы всех остальных?
Но кто пойдет с этим предложением к Горбачеву? Конечно, Россия должна пойти. Ельцин говорит: нет, я не пойду. Я говорю украинскому президенту, что они вторые по величине, нет, говорит, там арестуют. Все сказали, что только я могу пойти, он меня уважает. И я начал говорить: не потому, что мы этого хотим, а все разваливается и что-то надо делать…» — восстановил в памяти исторические события Нурсултан Назарбаев.
Напомним, в первой серии первый президент Казахстана рассказывал о предательстве беглого банкира Мухтара Аблязова.
Также в интервью телеканалу «Хабар» в рамках документального фильма «Штрихи к портрету» Нурсултан Назарбаев рассказал о разговоре с Касым-Жомартом Токаевым перед объявлением о сложении президентских полномочий.
А позже он поделился, что все еще не может пережить потерю матери.