Председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан Нурсерик Шарипов в кулуарах Сената высказал свое мнение по поводу суровых наказаний для так называемых закладчиков наркотиков и затронул проблему вовлечения молодежи в преступную деятельность, передает ИА «NewTimes.kz».
В ходе беседы с журналистами был поднят вопрос о судьбе молодых людей, которые в возрасте 17-18 лет становятся закладчиками наркотиков и затем получают тюремные сроки до 10 лет — что, выйдя из тюрьмы, многие из них окажутся в социально уязвимом положении — без образования и перспектив, что может привести к возникновению «потерянного поколения».
«Вы считаете, что закладчикам надо смягчить наказание? Вопрос совсем в другой плоскости. Да, в основном попадаются совсем молодые люди. Ответственность за этот вид преступления ужесточили по поручению главы государства. Вы говорите о том, что это потерянное поколение, что они сейчас отбудут молодыми наказание и кем они выйдут? А у меня к вам другой вопрос. Они делали закладки и травили таких же молодых людей, подсаживали их на тяжелые наркотики и наносили урон будущему Казахстану. Здесь должна работать другая система — система противовеса, удерживания. При усиленном наказании государству, видимо, надо проводить профилактическую работу, чтобы не шли на такие (преступления — Ред.). Все эти преступления совершены умышленно. Никто по незнанию не шел на заклад тяжелый синтетических наркотиков, как судья говорю. Человек знает, пропаганда идет, что ужесточена ответственность и длительные сроки (за это преступление — Ред.), получают 10-15 лет, я согласен. Но они знают об этом и идут на это. При этом мы должны думать не только о них, но и о тех, кого они травят. Скорее всего вопрос в адрес Генеральной прокуратуры и законодательного органа. Суды принимают тот закон, который принят. Мы обязаны его применять. Другой не можем», – заявил Шарипов.
На вопрос о том, не считает ли Шарипов, что правоохранительные органы недостаточно активно работают в этом направлении, он ответил, что ключевую роль здесь играет сам выбор человека.
«Я не знаю, дорабатывают (органы — Ред.) или нет. Вопрос в самом человеке. Мы почему-то опускаем совсем другую сторону, это не совсем правильно. Если человек образованный — студент, обучается, закончил школу с отличными результатми, и он знает и прекрасно понимает, что идет на это преступление сознательно, то как тогда поступать?» – задался вопросом спикер.
Обсуждая проблему материальных трудностей, с которыми сталкиваются многие молодые люди, журналист высказал предположение, что некоторые из них идут в закладчики из-за нехватки денег.
«Не хватает денег — пошел травить людей и заложил наркотики? Не хватает денег — пойди на биржу и поработай. Все мы были студентами. Скажут опять, что старшее поколение начинает жизни учить. Но в далеком 1983 году мы были студентами, но ради денег мы не делали закладки и не бегали воровать, а ходили на “вторую Алмату” (вокзал — Ред.) и разгружали вагоны», – ответил Шарипов.