вторник, 26 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-4oC
Астана:
icon
-4oC
×

Инспекторы в Казахстане опасаются применять оружие против браконьеров из-за правовых последствий

На прошлой неделе казахстанцев потряс трагический случай в Карагандинской области, когда при преследовании браконьеров были жестоко избиты инспекторы РГКП «ПО «Охотзоопром», один из них, Ерлан Нургалиев скончался в больнице. Эта трагедия в очередной раз заставила посмотреть на хронические проблемы отрасли. О скудной материально-технической базе природоохранных служб говорят давно, как и о слишком гуманном наказании браконьеров, передает телеканал «Астана».

На фото погибший Ерлан Нургалиев
На фото погибший Ерлан Нургалиев

Алексей Ницык по мере возможности старался оказать первую помощь своему напарнику, но он умер в столичной больнице. В четверг в последний путь Ерлана Нургалиева, погибшего от рук браконьеров, в селе Баршино проводили с особыми почестями

По версии правоохранителей браконьеры жестоко расправились с двумя инспекторами, избив и лишив средств связи, помимо этого, отключили GPS, оставив умирать инспекторов в степи. Нарушители закона в большинстве случаев отделываются штрафом. А вот сами инспекторы опасаются применять табельное оружие. Даже в самых критических ситуациях, хотя закон допускает такие действия. В «Охотзоопроме» рассказали, что в прошлом году один инспектор в целях защиты применил оружие, но его осудили. Для родных и коллег он уже стал настоящим народным героем.

Кровавая трагедия произошла 13 января. Инспекторы «Охотзоопрома» нашли в степи туши 5 убитых сайгаков. Следы привели к двум внедорожникам. Завязалась погоня. Как вспоминает выживший Алексей Ницык, который в тот момент был за рулем, около часа по заснеженным сопкам они мчались за браконьерами. Стреляли по колесам и в воздух. Те в ответ кидали шипы под машину. Остановившись, трое мужчин выскочили из салона и оказали сопротивление.

«Водитель подбежал, и я получил удар по голове. Один раз, второй раз. Потом я повернулся и увидел, что он там уже тоже сидит и они с ним борются», − вспоминает инспектор «Охотзоопрома» Алексей Ницык.

По словам замгендиректора «Охотзоопрома» Жанната Тансыкбаева, был еще второй экипаж, но они во время погони забуксовали и отстали от погони.

«Пока они выехали, уже произошло ЧП, мы все находимся в трауре. Для нас большая потеря. Ерлан Нургалиев, инспектор, которого убили, являлся был одним из наших активных , правильных инспекторов. Преступники бросили потерявших сознание инспекторов истекать кровью. Прихватили их ключи от машины и сорвали GPS навигатор», − говорит Жаннат Тансыкбаев.

Преступники бросили потерявших сознание инспекторов истекать кровью. Прихватили их ключи от машины и сорвали GPS навигатор. Алексей Ницык рассказывает, как только очнулся, оказал первую медицинскую помощь своему напарнику.

«Занялся Ерланом, пакет надел на голову, там кровь текла. Шапку его нашел, надел и подтащил к себе за правое колесо. Чтоб ветром не дуло. Буран ведь начинался. Ни слова он мне не сказал. Только тяжело вздыхал и все», − делится Алексей Ницык.

Раненые инспекторы остались ночью одни в степи в сильный буран. Помощь пришла спустя 5 часов, рассказывает брат погибшего. Инспектора срочно доставили в Астану. Ехали почти всю ночь, около 300 км. Вертолет «Санавиации» не смог взлететь из-за непогоды.

«Километров 20 проехали, вдруг сердце его остановилось. Я ему говорю: брат держись! Ты сильный, я рядом! Он задышал», − рассказывает брат погибшего инспектора Нурлан Нургалиев.

Спасти Ерлана Нургалиева не удалось. Оказалось, что мозг его умер раньше сердца, которое все время пыталось биться, давая надежду…

Преступников задержали в заброшенном доме в Кызылорде. Их неоднократно видели и прогоняли из Коргалжынского заповедника. Из мест обитания сайги. Им всегда удавалось уйти от преследования, рассказал А.Ницык.

Генпрокурор взял на личный контроль дело о смерти инспектора «Охотзоопрома».

«Убежден, что в кратчайшие сроки преступление будет раскрыто. Независимо кто бы ни был, он понесет наказание», − заявил заместитель генерального прокурора РК Андрей Лукин.

Ежегодно количество сайгаков в Казахстане сокращается. 4 года назад в считанные дни от инфекции умерло больше 200 тыс степных антилоп. По данным Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, сейчас в стране насчитывается столько же особей. Животные восстанавливают численность. Но процесс идет очень медленно. Их истребляют браконьеры. На черном рынке за килограмм рогов дают почти 2 тыс евро (прим. – около 863 тыс тенге).

«Идет сбыт контрабанды через границу, в основном в Китай. Не должны с этим мириться и на уровне Правительства принять согласованные меры. И все цепочки сбыта, кто этим управляет, кто в этом задействован? Возможно, без покровительства это не обходится», − сообщил министр сельского хозяйства Арман Евниев.

По данным Минсельхоза, на охране сайги задействованы 191 инспектор. Они охватывают почти 93 млн гектаров земли. В Карагандинской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской и Алматинской областях. Что составляет почти 500 гектаров на одного специалиста! Оснащенность Карагандинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира оставляет желать лучшего − старые «Нивы» и УАЗы уступают дорогим внедорожникам, на которых передвигаются браконьеры.

«Снегоходы для нас проблема. У нас есть одна «Тайга» и второй сломанный стоит. Есть у браконьеров беспилотники, сейчас они в свободной продаже. Браконьеры их используют», − говорит руководитель Карагандинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Андрей Ким.

В «Охотзоопроме» говорят, что инспекторы могут применять табельное оружие в целях защиты. Но боятся. Часто суд выносит решение не в пользу природоохранных специалистов.

«В прошлом году инспектор ЮКО применил оружие. Но следствие и суд посчитали его виновным, мол он превысил полномочия. Его осудили. Моральный дух наших инспекторов упал, каждый задумался – применять оружие или нет», − делится гендиректор РГКП «ПО Охотзоопрома» МСХ РК Ерзат Альзаков.

На работников Охотзоопрома в Нуринском районе нападали не раз. В 2016 году при задержании браконьеров пострадал Достай Нурбеков. Преступники ранили его ножом в горло. Лезвие остановилось в 5 мм от сонной артерии, вспоминает мужчина. Потерял много крови, чудом остался жив. Суд не рассматривал его дело, но возбуждали дело в РОВД Нуринского района.

В Карагандинской территориальной инспекции предлагают на законодательном уровне пересмотреть вопрос применения оружия для защиты. К тому же, иногда невозможно доказать, что злоумышленник охотился на сайгу, говорит Андрей Ким.

«Есть сложность, находим трупы животных, потом надо привязать их к человеку, к машине. Сложно. Надо доказать, что шесть именно вот этого сайгака есть на человеке. Тогда можно доказать, что производил охоту», − добавил Андрей Ким.

В поддержку семьи погибшего работники Минсельхоза перечислят однодневный заработок. Около 4 млн тенге. В Правительстве хотят представить обоих инспекторов к награде «За мужество». Ерлана Нургалиева − посмертно.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0