Каждый день приходят тревожные новости про Украину и Россию. Особое беспокойство вызывают растущий изо дня в день курс доллара и перечень санкций, которые ввели в отношении нашего партнера по ЕАЭС. Страна, что называется, меж двух огней. С одной стороны, экономика, зависимая от экспорта сырья и огромного товарооборота с Россией, с другой — недовольство Запада из-за нейтральной позиции казахстанского правительства по отношению к войне в Украине. Затронет ли нас санкционное противостояние Европы и России, что будет с национальной валютой и не пора ли Казахстану выходить из Евразийского экономического союза? Обо всем этом журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с экономистом Арманом Байгановым.
Доллар за 500 стал новой казахстанской реальностью. Всего неделю назад его продавали за 430 тенге, а прогнозы экономистов были куда оптимистичнее.
«Катастрофического обрушения валюты я бы ждать не стал. Да, тенге сейчас подрастает, он уже 434 за доллар. Есть еще, в принципе, небольшой задел для роста, цель была 433, и мы ее пробили. Следующая — 435, если мы пробиваем, то 437, а дальше 441. То есть это тот пик, который мы получили еще в прошлом году», — отмечал экономист Арман Бейсембаев в недавнем интервью для NT.
Увы, Казахстан продолжает чувствовать давление через валютный канал. Российский рубль обесценивается, и это сильно сказывается на нашей национальной валюте.
«Даже если снимут все санкции, к прежнему курсу тенге мы не вернемся. Доллар за 430, как в прошлом месяце, уже невозможен. Первое, что нужно понять и принять, — санкции введены на долгий период. Обычно их не снимают оперативно, даже если страна выполняет все требования и условия.
Во-вторых, Казахстан находится с Россией в Евразийском экономическом союзе. За эти годы наша экономика уже получала удары от такого сотрудничества, к примеру, когда присоединяли Крым в 2014 году, мы тоже пострадали. Сейчас вот тоже. И не факт, что в будущем эта история не по повторится.
С таким крупным торговым партнером в ЕАЭС нам не стоит находиться. Посмотрите на соседние страны, которые не входят в экономический союз. Их национальные валюты чувствуют себя намного лучше, тот же Азербайджан, к примеру. А проблемы России отражаются на всех странах-партнерах.
Но и выйти из этого союза Казахстану будет очень болезненно. Товарооборот между Казахстаном и Россией по итогам 2021 года составил чуть больше 24 млрд долларов. Причем мы больше импортируем, чем экспортируем. Без льгот на таможне, конечно, вырастет себестоимость товаров. А значит, предприниматели будут вынуждены поднимать цены», — отмечает экономист Арман Байганов.
По его словам, падение национальной валюты в России уже заставляет нервничать отечественных бизнесменов.
«Сейчас рубль ниже пяти упал. Это, конечно, плохо для казахстанских товаропроизводителей. Потому что на наш рынок в один момент хлынут дешевые российские товары, и с ними придется конкурировать. Это может парализовать местных предпринимателей», — прогнозирует специалист.
Но и это не самое страшное. Больше всего эксперты боятся, что европейские страны введут непосредственные санкции в отношении Казахстана.
«Риск очень высокий, так как через нас российские компании могут выходить на местные рынки. Будем своего рода перевалочным пунктом. Есть еще Армения, конечно, но у нее экономика чуть меньше, да и мы ближе находимся. Казахстан сейчас самый оптимальный вариант для России.
И с одной стороны, это даже хорошо. Через нас будут открываться компании, новые рабочие места и так далее. Но минус в том, что западные страны не захотят такого сценария, поэтому с легкостью могут перекрыть воздух Казахстану. Еще раз подчеркну, что логически правильным решением я считаю выход республики из ЕАЭС», — резюмировал Байганов.
Первые тревожные звоночки о санкциях против Казахстана появились после заявления депутата британского парламента Маргарет Ходж.
«Сегодня я бросила вызов министру иностранных дел по двум вопросам, касающимся Украины. Элизабет Трасс подтвердила, что они работают над санкциями в отношении членов Думы и рассчитывают наложить санкции на клептократов из других юрисдикций, таких как Казахстан и Азербайджан, которые могут поддерживать путинское варварское вторжение», — написала Ходж.
В МИДе отреагировали почти моментально и вызвали посла Великобритании для разъяснения позиции британской стороны о возможных санкциях.
«Мы понимаем четкую позицию, изложенную в отношении территориальной целостности Украины, и ценим последовательную позицию на протяжении 30 лет в поддержку мира, многосторонней дипломатии и принципов устава ООН», — уклончиво отметила посол Британии в РК Кэти Лич.
Схожей позиции пока придерживается и Америка. На официальной странице посольства США в РК недавно появился твит о влиянии санкций в отношении России на экономику Казахстана.
«Санкции США нацелены на экономику России и устроены так, чтобы смягчить влияние на экономику других стран, включая Казахстан. Так же, как и на протяжении 30 лет нашего партнерства, мы привержены помогать Казахстану диверсифицировать и укреплять экономику», — говорится в сообщении.
Между тем банки России и их «дочки», в том числе казахстанские, уже попали в санкционные списки США и ЕС. К примеру, ВТБ и Сбербанк. В ответ на это компании обещали предоставить дополнительное финансирование и оказать помощь своим филиалам.