пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-2oC
×

«Это не наша война»: Признает ли Казахстан независимость Донбасса в поддержку России?

Внимание мирового сообщества сейчас полностью приковано к эскалации конфликта России и Украины. Дело в том, что президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой и Луганской народных республик. Реакция Запада и НАТО была незамедлительной — «такое решение нарушает все международные нормы, суверенитет и территориальную целостность Украины».

На фоне всех событий российский рубль и рынок акций стремительно рухнули вниз, потянув за собой и тенге. А казахстанцы уже задаются вопросом: удастся ли нашей стране и дальше сохранять нейтралитет, не признавая независимость Донбасса вслед за Россией из чувства долга после январских событий? А главное, как это отразится на казахстанской экономике? Об этом журналист ИА «NewTimes.kz» побеседовала с политологом Газизом Абишевым и экономистом Арманом Бейсембаевым.

Фото: ratel.kz
Фото: ratel.kz

Ночью 22 февраля президент России Владимир Путин выступил с телеобращением к гражданам, сделав шокирующее заявление:

«Считаю необходимым принять уже давно назревшее решение — незамедлительно признать независимость и суверенитет Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики».

Глава российского государства попросил федеральное собрание РФ поддержать это решение, а затем ратифицировать договоры о дружбе и взаимопомощи с обеими республиками. Объявляя об этом, Путин выразил уверенность в поддержке со стороны граждан России, всех патриотических сил страны.

Украина в свою очередь квалифицирует последние действия РФ как «нарушение суверенитета и территориальной целостности нашего государства». Такой же позиции придерживаются западные страны и НАТО, призывая Россию «сделать шаг назад». ЕС назвал это нарушением международного права, обещал реагировать твердо и ответить санкциями.

А вот стран, готовых поддержать решение Путина, не так уж и много. Среди них Сирия, Абхазия, Южная Осетия и хусите в Йемене. Будет ли в их числе Казахстан, который обращался за помощью в ОДКБ во время январских событий? Политолог и эксперт Газиз Абишев отмечает, что наша страна сейчас буквально находится между Сциллой и Харибдой.

«Понятное дело, что Казахстан будут просить признать ЛНР и ДНР синхронно с Россией. Сделает ли это Казахстан? Я думаю, что нет. Он не должен ни в коем случае признавать независимость этих республик.

Это долгосрочная политика Казахстана по непризнанию стран, которые нелегально, без согласования с центром попытались обрести независимость. Мы не признали Тайвань, мы не признаем Синьцзян, мы не признаем Косово, Абхазию с Южной Осетией, и мы не признаем Донбасс.

Многие говорят, что после январских событий Казахстан находится под давлением и Токаев вроде бы вынужден будет идти на уступки Путину. Но январские беспорядки при всей их трагичности — это локальная тактическая ситуация. Ее последствия продлятся до лета-осени, может быть, еще год или три. Максимум пять лет. И по истечении этого времени уже не будет никаких афтершоков.

Но признание или непризнание мятежных территорий и ситуация, при которой вы отрицаете территориальную целостность страны, отходите от принципа приоритета территориальной целостности над правом нации на самоопределение, — это стратегический вопрос. Вопрос долгосрочной стратегии для Казахстана. Понятное дело, что Казахстан не предаст свою стратегию в угоду какой-то тактической локальной слабости», — считает Абишев.

Более того, в Россию не отправятся и казахстанские солдаты, как от страны — участницы ОДКБ. Об этом сегодня заявил глава МИД РК Мухтар Тлеуберди.

«Казахстан является участником Организации Договора о коллективной безопасности, но эта организация не может отправлять туда военных», — сказал министр иностранных дел Казахстана.

Этот факт также отмечает политолог.

«Отправятся ли казахстанцы в качестве миротворцев в Донбасс? Нет. Стопроцентно они туда не отправятся. Почему? Потому что ОДКБ — это оборонительный блок. Он защищает страны от внешнего вторжения. Когда Россия признает ЛНР и ДНР независимыми государствами, то никто на территорию России не вторгается. Ни один иностранный солдат на их территорию не встал. И поэтому никаких оборонительных действий тут быть не может. Казахстанские солдаты туда не поедут, они не могут этого сделать.

Теперь рассмотрим, что Россия признала ЛДНР и эти республики сами попросились в состав Российской Федерации. Допустим, Россия приняла эти два мятежных государства. Но ведь этот вопрос не рассматривался на заседании совета ОДКБ, он не получил согласования глав государств ОДКБ. Россия скажет: «Это наше внутреннее дело».

И если это ваше внутреннее дело, то вы, представляя из себя 99% военного потенциала ОДКБ, сами защищайте свою территорию. Это двусторонние военные отношения ЛДНР и России или это отдельное дело России.

Я не думаю, что Украина сейчас будет нападать на наших соседей. Может, конечно, сгоряча, но это очень маловероятно. Если Украина сейчас начнет военную операцию по возвращению ЛДНР, она наткнется на российские войска, завяжется борьба, и тогда Россия будет вынуждена принять действия по так называемому упреждению противника. И может вообще дойти до Киева через Харьков. Поэтому здесь очень сложная ситуация», — подчеркивает Абишев.

По его словам, российско-украинский конфликт никак не должен касаться Казахстана.

«Поймите, что это борьба двух славянских народов, которые из чувства вредности готовы рвать друг друга на части. Казахам тут места нет. Это не наша война и не на наш конфликт. Наши войска там присутствовать не должны.

Территориальной целостности, политической стабильности и государственности России ничего не угрожает. Поэтому, ребята, извините, мы вас очень уважаем и благодарны за помощь, но Казахстан тут не при делах», — сказал политолог.

Эксперт также отметил экономические последствия от эскалации конфликта наших соседей.

«Безусловно, экономическое давление вырастет на Россию, введут новые санкции. Проблема в том, что Россия за эти восемь лет уже приспособилась. Доля нефти и газа в ВВП у них снизилась заметно. В Казахстане она по-прежнему высокая.

Конечно, российская экономика страдает от дефицита инвестиций, качество у них все ниже, но какую-то линейку они для себя обеспечивают и продолжают расширять. К сожалению, это так. Народ в очередной раз затянет пояса, но уничтожения и абсолютной гипоксии, чтобы Россия задохнулась, не будет. К сожалению, для Украины и мирового сообщества, разумеется.

Поэтому усилится давление на валюту, в частности на рубль и тенге. Увы, это действительно так. С этими проблемами Казахстан столкнется, и ничего уже с этим не сделаешь. Что еще я могу сказать, стоит ли закупаться иностранной валютой? Это нужно делать вообще всегда. Наш тенге нестабильный и продолжит падать все предстоящие десятилетия, пока мы не станем промышленной страной, хотя бы как Чехия», — резюмирует политолог.

«Валюту нужно было закупать раньше»

С тем, что российская экономика подстроится под возможные санкции Запада, согласен и экономист Арман Бейсембаев. Он отмечает, что Казахстан тоже чувствует давление через валютный канал и тенге может упасть, но со временем ситуация стабилизируется.

«Какого-то катастрофического обрушения валюты я бы ждать не стал. Да, тенге сейчас подрастает, он уже 434 за доллар. Есть еще, в принципе, небольшой задел для роста, цель была 433, и мы ее пробили. Следующая — 435, если мы пробиваем, то 437, а дальше 441. То есть это тот пик, который мы получили еще в прошлом году.

Это не предполагает каких-то ужасных сценариев, на этом уровне мы уже были. Ничего страшного при этом с нашей экономикой не произошло. Примерно то же самое, я так полагаю, будет и в этот раз. И с российским рублем тоже ничего страшного произойти не должно. Сегодня он 80, ну, может, подрастет еще немного.

Надо, конечно, говорить о том, что ситуация сейчас паническая, напряженная. На рубль оказывается давление, соответственно, и на тенге тоже. Вот это давление через валютный канал мы чувствуем на себе», — отмечает экономист.

По словам Бейсембаева, многое зависит от того, какие именно санкции введут против России.

«Очень многое сейчас зависит от решимости Запада: либо он решится на какие-либо жесткие санкции, либо нет. Сейчас вот проходит неподтвержденная информация о том, российский Внешэкономбанк и «Газпром» отключили от обмена валют. Это первые такие последствия, и я думаю, что, по большому счету, политическая элита России была к этому готова и закладывала это как необходимые экономические издержки.

Понятное дело, что это ударит по собственному населению России, экономика достаточно ощутимо пострадает в ряде сфер. Но сказать, что мы все пропали, все рухнет, мы все умрем — нет. Российская экономика все-таки уже давно живет под санкциями, она адаптировалась. И плюс-минус какие-то санкции на нее существенного влияния уже не окажут. А значит, не окажут и на Казахстан тоже.

Исключение составляют так называемые жесткие санкции. Я пока оцениваю их как маловероятные. Это может быть отключение России от Swift (международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей — прим. NT), запрет валютно-обменных операций, закрытие корреспондентских счетов, запрет на импортно-экспортные операции.

И, пожалуй, наиболее жесткое — запрет на экспорт углеводородов, газа и нефти. Вот это будет очень серьезный удар. Но проблема заключается в том, что европейская экономика критично зависит от российских углеводородов и в ближайшее время возместить весь этот объем просто нечем. А значит, удар в случае запрета будет нанесен по самой Европе. Им это явно не нужно.

В общем, санкции санкциями, а пути обхода будут найдены в любом случае. Сейчас самое важное — это первоначальный шок от принятых политических решений. А дальше потихоньку наступает стабилизация, как уже неоднократно было. В 2018 году рубль тоже рухнул до 80, а потом обратно вернулся на траекторию роста. То же самое с ковидом —рухнули, потом опять большую часть этого падения отыграли и вернулись на прежние уровни.

Сейчас опять идет всплеск. Я так полагаю, в течение месяца ситуация стабилизируется и весной рубль вернется обратно на траекторию. Что касается того, нужно ли казахстанцам сейчас бежать и закупаться валютой, ну, это нужно было делать раньше. Сейчас уже поздно», — резюмирует экономист.

Что думаете об этом?
Нравится 4
Мне все равно 3
Забавно 26
Сочувствую 5
Возмутительно 1