В реализацию программы главы государства «План нации – 100 конкретных шагов» расширяется перечень товаров, выпускаемых по режиму таможенной очистки «Постфактум». Об этом ходе презентации в правительстве проекта кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» рассказал министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Данная норма, по словам главы МНЭ, позволит осуществлять выпуск товаров в свободное обращение на основании заявления с обязательством последующей подачи декларации и уплаты таможенных пошлин не позднее 10 числа следующего месяца.
«Таможенная очистка «Постфактум» будет распространяться в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории, а также инвесторам и Уполномоченным экономическим операторам», ― пояснил Тимур Сулейменов.
Также в реализацию программы главы государства «План нации – 100 конкретных шагов», в частности в целях оптимизации налоговых и таможенных политик и процедур (шаг 37) ряд положений Таможенного кодекса РК синхронизирует процессы с Налоговым кодексом РК.
Это касается положений по учету, зачету (возврату) таможенных пошлин, налогов; взыскания задолженности и обжалования уведомлений об устранении нарушений и о результатах проверки; сроки исковой давности устанавливаются в соответствии с новым Налоговым кодексом (сокращен для малого и среднего бизнеса до трех лет).
«Расширены специальные упрощения для экономических операторов. В частности введена трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширены списки специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕАЭС. То есть, уполномоченные экономические операторы 1 и 3 типа будут признаваться во всех государствах – членах ЕАЭС и смогут пользоваться упрощениями при транзите вне зависимости от страны», ― рассказал министр национальной экономики РК.
В проекте заложены нормы для упрощения деятельности в сфере таможенного дела. В частности, пересмотрены основания для исключения из соответствующего реестра. К примеру, если за несвоевременно представленную отчетность лица исключались из реестра, то теперь их деятельность будет приостанавливаться до устранения нарушения.
Кроме того, расширены случаи освобождения декларанта от административной ответственности.
К примеру, по словам министра нацэкономики, при самостоятельном устранении нарушений в течение тридцати рабочих дней с момента вручения уведомления; при добровольной уплате в течение одного рабочего дня доначислений в размере, не превышающем пятисот МРП, в результате выявления таких нарушений таможенным органом и другие.
В целях развития транзитного потенциала Республики Казахстан Кодекс предусматривает ряд норм по оптимизации таможенных операций. В действующем кодексе предусматривалось завершение таможенного транзита в течение 24 часов, в новом же кодексе для завершения процедуры отведено не более 4 часов рабочего времени. Кроме того, в случае необходимости проведения таможенного досмотра транзитных грузов сроки их проведения сокращены с десяти до пяти дней.
Отменена необходимость внесения обеспечения при перевозке товаров авиатранспортом.
Была определенная сложность в оформлении транзита при перевозке товаров двумя и более видами транспорта. На каждый вид транспорта оформлялась отдельная транзитная декларация. В новом Таможенном кодексе предоставлена возможность оформления одной транзитной декларации, что существенно облегчает процедуру мультимодальных перевозок.
«Ожидается, что данные нормы улучшат позиции Казахстана в рейтинге в Индексе эффективности логистики (LPI) Всемирного банка.
К примеру, в 2016 году в Индексе эффективности логистики Казахстан занял 77 место среди 160 стран мира», ― заметил Тимур Сулейменов.
Он пояснил, что индекс оценивает следующие шесть факторов: эффективность работы таможенных органов; качество инфраструктуры; простота организации международных поставок товаров; компетенция в логистике; возможность отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок, соблюдение сроков поставки товара.
В рамках проекта Кодекса урегулированы вопросы совершения таможенных операций в СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».
Одновременно с новым Кодексом разработан и сопутствующий к нему законопроект, который предусматривает изменения в ряд Кодексов и законов.
В частности, вносятся изменения в Экологический кодекс РК в части выдачи государственной экологической экспертизы при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения. В Бюджетный кодекс вносятся поправки в части урегулирования норм по авансовым платежам. Также вносятся поправки в некоторые законы в части передачи функции транспортного контроля и другие.
«Таким образом, можно констатировать, что новый Таможенный кодекс облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит Казахстану максимально использовать транзитный и экспортный потенциал», ― заключил глава МНЭ РК.
Он напомнил, на протяжении последних трех лет на площадке Евразийской экономической комиссии велась большая работа по формированию нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который в настоящее время проходит процедуру ратификации.
Работа над союзным Кодексом, проводилась с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества, и была нацелена в первую очередь на снижение административной нагрузки и оказание содействия бизнесу по сокращению трех основных показателей: время, деньги, документы.
Республикой Казахстан только по итогам последнего внутригосударственного согласования было направлено 552 поправки (для сравнения общее количество поправок от Сторон составили 1472 поправки), из них было принято – 65% (358 поправок, в том числе 235 попровок (43%) упрощение таможенного администрирования, 21 поправка (4%) - совершенствование института УЭО).
11 апреля текущего года завершился этап подписания Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Страны ЕвразЭС приступают к процедуре ратификации документа. Новый Таможенный кодекс вступит в силу после получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации Договора от всех пяти стран-участниц.
Таможенный кодекс ЕАЭС – один из основных документов нормативно-правовой базы Союза. В Договоре о Евразийском экономическом союзе зафиксировано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Он заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и ряд международных соглашений по вопросам таможенного регулирования, которые были заключены при формировании договорно-правовой базы ранних этапов экономической интеграции – Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В связи с пересмотром основных подходов по таможенному регулированию, Кодекс Союза был значительно переработан. В целях учета национальных особенностей Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя более 350 отсылочных норм на компетенцию национального законодательства. В связи с чем встал вопрос о приведении в соответствие действующего национального таможенного законодательства.
Для этих целей в министерстве национальной экономики порядка восьми месяцев функционировала рабочая группа по формированию нового национального кодекса.
Так, по аналогии с действующим Таможенным кодексом в проекте имплементированы положения Таможенного кодекса ЕАЭС, реализованы отсылочные нормы, а также установлены правоотношения, которые не были урегулированы в союзном кодексе.
Структура проекта Таможенного кодекса РК формировалась исходя из логики совершения таможенных операций.
В частности, проект ТК РК состоит из восьми разделов: общие положения, таможенные платежи, таможенные операции, таможенные процедуры, особенности перемещения отдельных категорий товаров, таможенный контроль, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, заключительные и переходные положения.
В проекте кодекса прописан принципиально новый подход к таможенному регулированию – это автоматизация бизнес процессов на таможне.
Внедряется приоритет электронного декларирования. Это означает, что декларирование будет осуществляться в электронном виде. При этом нет необходимости прикладывать какие – либо подтверждающие документы. Все необходимые сведения указываются в самой декларации. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях, например, при технических сбоях.
Вместе с тем, в проекте законодательно заложена возможность использования механизма «единого окна». Теперь таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.
Реализация этих двух положений позволит осуществлять автоматический выпуск товаров. То есть, информационная система таможенных органов без участия должностных лиц выпускает декларацию, если не были выявлены потенциальные нарушения. Тем самым придается юридическая значимость выпуску без участия человека
В совокупности указанные нормы существенно упростят процесс декларирования и позволят сократить коррупционные риски.
Помимо акцента на информационные технологии, в Кодексе появился ряд возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности оптимизировать свои расходы, к примеру, получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам.
Если по каким – либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство дает ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов.
В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. Это, к примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.