Опасное соседство: Казахстанские автозаправки, вселяющие страх за жизнь

На днях на автозаправочной станции Шымкента произошел пожар. Пострадал один человек. Во вчерашней трагедии, случившейся в Новосибирске, не обошлось без погибших. Аналогичных происшествий множество. Сколько АЗС находятся рядом с жилыми домами и чем чревато такое соседство? Как обезопасить население от угрозы взрыва на заправке? Об этом корреспондент ИА «NewTimes.kz» поговорила с председателем правления ассоциации практикующих экологов Лаурой Маликовой и экспертом нефтегазовой отрасли Олжасом Байдильдиновым.

Опасное соседство: Казахстанские автозаправки, вселяющие страх за жизнь
Фото: 2gis.kz

По последним данным, в Казахстане насчитывается более 6 тысяч АЗС, автогазозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций. По сравнению с прошлыми годами это количество несколько сократилось, но вот уменьшился ли риск ЧП на этих станциях — большой вопрос.

«Тема автозаправочных станций —  больная для экологического сообщества. Вы знаете, что вдоль рек Акбулак, Есиль есть несколько автозаправочных станций. Они, как вы понимаете, расположены на территории водоохраной зоны, в 2-3 метрах от водной глади, а должны быть на расстоянии 35 метров. И вообще, там не должно быть заправок. Еще в 2018 году мы писали обращение по поводу того, чтобы эти объекты перенесли, но воз и ныне там. Если говорить об АЗС в Нур-Султане, то на проспекте Республики есть автозаправка в пяти метрах от жилого дома», — говорит Лаура Маликова.

Читайте также: Сотрудники АЗС отравились неизвестным газом в Алматы

Как добавляет эксперт, близкое расположение АЗС к жилым зданиям — это всегда большой риск для безопасности населения.

«Согласно экологическому кодексу, возведение автозаправочных станций и других аналогичных объектов осуществляется после общественных слушаний. Другой вопрос, что эти слушания проводятся формально, а иногда и вовсе фиктивно. Жители, которые живут возле строящегося объекта, могут и не знать, что происходит», — добавляет эколог.

Автозаправочные станции, как подчеркивает собеседница, должны располагаться за городом и вдали от жилых домов.

«Получается, все автозаправки работают с нарушением законодательства страны», — отмечает председатель правления ассоциации практикующих экологов.

Чтобы выяснить, какие требования предъявляются сегодня к строительству АЗС, корреспондент ИА «NewTimes.kz» обратилась в МЧС РК.

«Минимальные противопожарные расстояния от автозаправочной станции до зданий, сооружений и других объектов определяются в соответствии с техническим регламентом «Общие требования к пожарной безопасности». В зависимости от функционального назначения объекта может быть предусмотрено до 100 метров. К примеру, минимальное расстояние от АЗС, обслуживающих только легковые автомобили, до жилых и общественных зданий должно составлять не менее 25 метров, до мест массового пребывания людей (остановки наземного транспорта,  рынки) — не менее 50 метров, до соседних АЗС — не менее 100 метров», — сообщил официальный представитель ведомства Талгат Уали.

Читайте также: Дефицит газа на юге страны привел к очередям и талонам

Между тем эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов, наоборот, считает, что АЗС должны находиться в центре городов, близко к потребителю.

«АЗС, как известно, относятся к опасным объектам. Для них применяются особые нормы, у них есть правила по пожарной безопасности. Инциденты, конечно, случаются во всех отраслях жизнедеятельности, и от них никто не застрахован, поскольку это ежедневный поток горюче-смазочных материалов. Как автовладелец, я за то, чтобы заправочных станций в черте города было больше, учитывая пробки, ритм жизни. Расположение АЗС с экономической стороны вопроса нерационально и затратно для потребителя. Как человек, который планировал заниматься таким бизнесом, искал в относительно небольшом городе участок земли под станцию, соответствующий всем установленным требованиям, и по цене ниже, чем за 1 млн долларов, не находили», — говорит эксперт.

Он также считает, что перенос АЗС за город может привести к увеличению стоимости топлива.

«Раньше АЗС бизнес приносил 2-3 тенге чистой прибыли за литр топлива. Сейчас это маржа снизилась и составляет меньше тенге за литр. Что входит в стоимость бензина и других видов ГСМ? Это налоги, заработная плата, банковские проценты, оборудование, программное обеспечение и другое. Не думаю, что в связи с трагическими случаями в Казахстане и России нужно проводить проверки, ужесточать требования, но уверен, что владельцы АЗС должны усиливать меры безопасности, страховать свой персонал и соблюдать все правила», — резюмировал Олжас Байдильдинов.

Проблема опасного соседства АЗС с жилыми домами и помещениями поднимается не первый год. Еще пять-шесть лет назад эколог Мурат Ахметбеков говорил, что современные станции возведены бессистемно.

«В случае аварии на АЗС может полностью сгореть любое здание на расстоянии 50 метров. При взрыве на станции, если она расположена в 100 метрах, люди могут получить ожоги 3-й степени. В случае взрыва станции, расположенной в 150 метрах, люди могут получить ожоги 2-й степени. Это научно доказано», — предупреждал на «Радио Азатык» о последствиях в случае взрыва эколог.

Что получили в итоге? Никто АЗС не закрыл, не перенес. Они работают в штатном режиме, но это, как говорится, пока гром не грянет. Остается уповать на Всевышнего.

«Не нужно ждать ЧП, а следует требовать, чтобы убирали АЗС за город, поскольку это грозит безопасности людей. Это приоритетный вопрос», — уверена Лаура Маликова.

Loading...
Жанар Муканова -  вторник, 27 июля в 04:43
Что скрывают улицы Казахстана?
Редактор -  суббота, 24 июля в 10:00
Как бороться с COVID-19?
Жанар Муканова -  вторник, 20 июля в 11:03
Как нам развить внутренний туризм
Редактор -  суббота, 17 июля в 11:00
Пролетая над гнездом насилия
Жанар Муканова -  среда, 14 июля в 03:43
По ту сторону мечети
По теме:
Эксклюзив | 19.07.2021 в 15:07
Прости, Денис, мы все проиграли

29 июля, четверг