четверг, 18 апреля 2024 г.
icon
448.89
icon
477.93
icon
4.76
Алматы:
icon
16oC
Астана:
icon
17oC
1xadv
×

Ослушались президента, или Как казахстанские акиматы продолжают закупать дорогие автомобили

Красиво жить, как говорится в известной крылатой фразе, не запретишь, особенно, скажем от себя, когда товар или услуга оплачивается не личными деньгами, а бюджетными. Летом прошлого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев четко дал понять, что время шиковать за счет госказны прошло, и инициировал мораторий на закуп импортных авто государственными органами. Однако то ли у этих структур проблемы со слухом, то ли им не страшен гнев главы государства, но в который раз на сайте государственных закупок появляются новые объявления о приобретении автомобилей за суммы с семью нулями, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: inform.kz
Фото: inform.kz

Корреспондент NewTimes.kz уже писала о том, что в июле прошлого года глава государства Касым-Жомарт Токаев наложил запрет на то, чтобы сотрудники государственных органов закупали легковые, специальные и оперативно-служебные автотранспортные средства. Годом ранее премьер-министр РК Аскар Мамин подписал постановление, запрещающее госорганам покупать иностранное авто. Тем не менее в акиматах городов и районов страны продолжают публиковать объявления о закупе авто. В числе свежих — от местной администрации Алматинской области. Там легковой автомобиль класса «В» с автоматической трансмиссией готовы купить за 10 990 000 тенге. При этом в лоте уже есть сведения о приглашенном поставщике. Это ТОО «СарыаркаАвтоПром».

«Легковой, класс седан, автоматическая трансмиссия. Двигатель: тип: бензиновый. Число мест: не менее 5. Длина: не более 4935 мм. Максимальная скорость: не менее 215 км.ч (…). Экстерьер: не менее одной выхлопной трубы, боковые зеркала с электрорегулировкой, обогревом и повторителем поворотника, автоматическое включение/выключение фар. Интерьер: руль с регулировкой по высоте и по горизонтали, обдув и вентиляция задней части салона, водительское сиденье с механической регулировкой, не менее 6 направлений. Цвет черный. Гарантия: не менее 36 месяцев или 100000 км пробега, что наступит ранее», — говорится в технической спецификации.

Описание: C:\Users\New_Times_003\Desktop\3971.jpg

Конкурс по данному закупу еще не состоялся. Ведется прием заявок. Аналогичный статус и по лоту «Приобретение служебных автомобилей для аппарата акима Жуалынского района Жамбылской области». Правда, цена там выше, чем у представителей Алматинской области, — 11 000 000 тенге за одно авто. А таких седанов им надо две штуки. Итого: 22 000 000 тенге. Но и здесь, к слову, приглашенный поставщик — ТОО «СарыаркаАвтоПром».

«Механическая регулировка спинок задних сидений. Электроусилитель рулевого управления. Передние и задние электростеклоподъемники. Регулировка сиденья водителя по высоте.  Кондиционер. Система выбора режима движения. Не менее 6 динамиков. Аудиосистема с радио, RDS и USB-входом. Ключ с дистанционным управлением центральным замком. Регулировка рулевой колонки по высоте и вылету. Система экстренной связи «ЭРА-ГЛОНАСС». Иммобилайзер. Система контроля давления в шинах. Крепления 2-го ряда для детских сидений. Помощник при трогании в гору HAC. Помощник при спуске с горы DBC. Система стабилизации прицепа TSC. Интегрированная система активного управления VSM. Система стабилизации ESC. Антиблокировочная система тормозов ABS. Передние боковые подушки и шторки безопасности. Фронтальные подушки безопасности. Розетки не менее 12V для передних и задних пассажиров. Шторка багажного отделения. Функция складывания задних сидений. Задний спойлер со светодиодным стоп-сигналом. Подогрев передних и задних сидений. Подогрев руля. Подогрев лобового стекла в зоне стоянки стеклоочистителей», — приведены требования к авто.

Описание: C:\Users\New_Times_003\Desktop\2 2147.jpg

Примеру коллег следуют и в Костанайской области. Аппарат акима Федоровского района тоже решил купить седан. Сумма — 6 696 428 тенге. Поставщик — все то же ТОО «СарыаркаАвтоПром».

Все вышеупомянутые лоты проходят по способу «Из одного источника по несостоявшимся закупкам». В случае, если ТОО «СарыаркаАвтоПром» согласится на условия, их признают победителями конкурсов. Налицо лоббирование интересов. Однако этот момент корреспондент ИА «NewTimes.kz» уточнила у известного политолога, бывшего предпринимателя, который критикует отечественный автопром, Санжара Бокаева.

«Наличие всего одного участника в тендере по поставкам автомобилей вполне объяснимо. Во-первых, в техспецификацию тендеров госорганы закладывают местную локализацию и делают это в рамках закона о госзакупках. Все это делается якобы для поддержания местного автопрома, но в действительности — лобби конкретных компаний. Во-вторых, под видом развития автопрома за последние годы зачистили весь автомобильный рынок от сотен мелких автодилеров, которым стало невыгодно привозить подержанные иномарки потому, что высокие таможенные пошлины и утильсбор напрочь убили свободную конкуренцию», — сказал Санжар Бокаев.

Как добавил спикер, в-третьих, хоть правительство и похвасталось, что мы за шесть месяцев произвели автомобилей на сумму 310 млрд тенге, следует понимать, что практически вся эта сумма уйдет за рубеж к настоящим производителям, ведь наша локализация равна нулю.

«Значит, государственные деньги, разыгрываемые через тендеры госорганами на закуп автомобилей, тоже на 90% утекут за рубеж. Вот такой глупый самообман, в основе которого лежат лживая статистика про развитие локализации в отечественном автопроме и частные интересы, нисколько не народные. Ведь автомобили за последние пять лет подорожали вдвое и стали не доступными для большей части казахстанцев, а сам автомобильный парк значительно устарел», — добавил он.

Таким образом, получаем, что наперекор указу Токаева казахстанские госслужащие продолжают скупать седаны. Так они, видимо, хотят поддержать отечественный автопром, который, как мы знаем по постам в Сети Санжара Бокаева, желает оставлять лучшего.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 8
Сочувствую 1
Возмутительно 0