четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
444.32
icon
473.33
icon
4.76
Алматы:
icon
13oC
Астана:
icon
-1oC
1xadv
×

Арт-пространство, горки и скейт-парк: Молодые урбанисты высказались о будущем ЛРТ

Убрать или продолжить строительство ЛРТ в столице? Этим вопросом задаются уже 11 лет, и до сих пор решение о дальнейшей судьбе проекта не принято. После критики президента столичный центр урбанистики объявил о приеме предложений и идей от специалистов и неравнодушных казахстанцев о том, что делать с уже установленными для ЛРТ бетонными опорами. Молодые урбанисты Нур-Султана поделились с корреспондентом ИА «NewTimes.kz» своим мнением и отметили, какой бы выбор ни сделали власти, проект должен стать уроком для будущего поколения.

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

Касым-Жомарт Токаев признал, что строительство ЛРТ в столице превратилось в серьезную проблему, сказывающуюся на репутации страны. Но и снос бетонных опор означает потерю репутации и денег, заявил глава государства. Президент призвал пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, чтобы решить дальнейшую судьбу транспортного проекта. После этого столичный центр урбанистики объявил о приеме предложений и идей.

Читайте также: «Его через 100 лет только достроят»: Вопрос о ЛРТ разделил астанчан на два лагеря

Урбанист Дмитрий Димов отметил, что легкорельсовый транспорт столице очень нужен и уместен, как и в любом другом крупном и плотном по населению городе.

«В столице это должно быть в виде трамвая с движением по земле, который будет связывать все три городских центра — Целиноград, Евразия, Байтерек», — уверен специалист.

В том виде, в котором ЛРТ изначально задумывался, — это мертвая идея в зародыше, которая объединила в себе неактуальный маршрут, дорогостоящее строительство и эксплуатацию над землей, отметил Димов.

По его словам, продолжать строить одну ветку над землей не имеет никакого смысла.

«Проект нужно максимально постараться адаптировать-переформатировать под городской наземный трамвай с развитой маршрутной сетью. А как, что, когда, сколько и прочее — ответы на эти вопросы должны быть результатом долгого поиска решения от профессиональных транспортников, инженеров, урбанистов, архитекторов», — заявил урбанист.

Если власти решат отказаться от дальнейшего строительства ЛРТ, то, по мнению специалиста, необходимо отдать бетонные опоры астанчанам «для творчества».

«У столичного ЛРТ есть «бетонные кроссовки» в виде различных международных договоров, которые тянут проект на дно. Но если отказаться от идеи достраивать, то мне больше всего симпатизирует комбинация и реализация нескольких идей одновременно, так как бетонных опор очень много возведено и на всех не получится сделать одно и то же. Первая и основная идея, которую в последнее время уже все видели, — аналог парка The High Line (Нью-Йоркский надземный парк, расположенный на опорах — прим. автора). Есть еще парк «Сеулло 7071», как пример. Часть опор можно оформить под памятник, как все и хотят. Часть опор можно отдать под свободное уличное искусство. Часть адаптировать под смотровую площадку. С другой частью придумать что-либо еще и так далее.  Думаю, что если реализовать все эти идеи одновременно, то большая часть населения будет довольна и найдет в этом что-то свое», — сказал Дмитрий Димов.

Фото: pixabay

Урбанист Дамир Аманбек считает, что проект ЛРТ был больше имиджевым, чем действительно удовлетворяющим потребности горожан, поэтому воплощать изначальный вариант определенно нельзя. 

«Эстакадный вид транспорта несет очень много затрат и проблем в строительстве и в последующей эксплуатации. Учитывая климат и высокую автомобилизацию, астанчане заслуживают качественный наземный общественный транспорт. Проект должен быть изменен на обширную трамвайную сеть, обособленную во многих местах от остальных машин. Я уверен, что ширина столичных улиц позволяет это сделать безболезненно», — отметил он.

Если отказаться от проекта, то, по мнению урбаниста, нет смысла оставлять опоры во всем городе. Можно лишь обыграть их как общественное пространство на нескольких эстакадах в районе проспекта Нажимеденова.

Читайте также: В Казнете подтрунивают над аналогом столичного ЛРТ в ауле

Зимой это может стать конструкцией для городских ледяных горок, летом — пространством для скейтбординга. Также организовать на столбах арт-пространства, где художники смогут сами придумать, как украсить серые бетонные столбы.

«Проект ЛРТ должен быть объективно рассмотрен совместно с  горожанами, пользователями общественного транспорта, представителями городских сообществ,  акиматом города и специалистами в области транспортного планирования», — отметил Аманбек.

Председатель правления ОО «Qazaqstan Urban Community» Алихан Кушербаев отметил, что изначальный концепт ЛРТ был настолько ошибочным, что даже первый маршрут, который начали застраивать, стал бы не самым востребованным.

«В урбанистическом сообществе заявляют о разных взглядах на проект. Но я считаю, что все прогнозы, в том числе и нашей организации, преждевременны. Мы не знаем основных финансовых вопросов, условий от заемщиков. В руках общественности нет документов, обоснований проекта, предпроектной исследовательской документации. Но все мы, государство, народ и урбанисты Казахстана, хотим закончить это и довести его до конца», — отметил он.

Новый маршрут ЛРТ должен связать два берега столицы и ее агломерации, так как в нынешней ситуации, мы видим, автобусы не справляются, даже несмотря на Bus Lane и количество подвижного состава.

Рельсовый транспорт позволит сделать перевозки предсказуемыми, считает эксперт.

«То есть составлять точное поминутное расписание будет легче. Это поможет составлять транспортные планы для жителей. Также ЛРТ позволит обеспечить бесперебойную связь всего Нур-Султана, несмотря на погодные условия. Это важно особенно зимой, когда агломерации бывают отрезаны от города. Новый ЛРТ позволит нам развивать города в плане экономики. Проавтомобильный Нур-Султан может уйти в прошлое. ЛРТ перетянет на себя пассажиропоток, и районы, покрытые трамваем, будут подвержены экономическим изменениям. Малый бизнес получит бустер к своей работе, что повлечет большие прибыли и, соответственно, больше налоговых поступлений», — сказал он.

Если власти решат поставить крест на ЛРТ, по словам Кушербаева, это будет глупым решением, ведь есть множество идей, как использовать опоры.

«Они уже стали частью идентичности не только жителей столицы, но и всей страны. Снос будет просто попыткой замять эту историю. Есть несколько концепций. Некоторые предлагают сделать линейный парк на эстакадах. Это позволит хоть как-то использовать пространство в социальных целях. На «памятники коррупции», как некоторые предлагают, вешать статуи замешанных. Я считаю, что это не нужно. Освободив опоры от заграждений, сделав проход открытым, как бульвар, мы сделаем место более смысловым. Мы будем понимать, что они здесь стоят не зря и здесь что-то происходило все эти годы, что повлекло такой результат. Об этом будут знать и потомки наших детей, которые будут видеть эти бетонные опоры, они послужат им напоминанием об этом проекте», — заключил глава ОО «Qazaqstan Urban Community».

Напомним, в июне 2021 года казахстанский дизайнер Алмас Дуйсебаев через известные видеоигры видоизменил столицу, показав проблемные и популярные места. В частности, он превратил недостроенный ЛРТ в игру Super Mario.

В октябре известный блогер Ринат Балгабаев, вдохновленный популярным южнокорейским сериалом  «Игра в кальмара», написал казахстанскую версию сюжета хита от Netflix. Одним из заданий участников игр, по версии Балгабаева, могло бы стать командное перетягивание каната на столбах недостроенного ЛРТ. 

В декабре прошлого года казахстанские модели устроили фотосессию на фоне многострадального ЛРТ.

11 января Касым-Жомарт Токаев на заседании мажилиса затронул вопрос о недостроенном проекте ЛРТ. Президент отметил, что он изначально был ошибочным.

Председатель совета директоров BI Group Айдын Рахимбаев предложил демонтировать столбы ЛРТ за счет компании.

А молодой архитектор Амир Абилов предложил запустить вместо ЛРТ трамваи.

 

Жулдыз Жапарова

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 4