Сложно представить, но в начале прошлого века железнодорожный вокзал Петропавловска выглядел так, словно находится он не на севере, а в южных широтах. Сегодня же это типичное здание, ничем не отличающееся от других вокзалов по стране, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Марина Руднева.
Исторические документы говорят о том, что здание железнодорожного вокзала строили в два этапа. Строительство первой очереди завершили в декабре 1895 года. В 1904 году здание было готово и включало ресторан и вспомогательные службы железнодорожной станции. Сейчас это здание практические незаметно, здесь теперь располагаются склады.
В официальных документах так описывают здание вокзала, являющееся, кстати, памятником архитектуры: «Одноэтажное, кирпичной кладки. В более поздний период (предположительно, в 50-е годы ХХ века) наружную поверхность стен оштукатурили и произвели двухцветную окраску. Здание имеет сложную форму в плане. Отдельные помещения различны по своим горизонтальным и высотным размерам, объединены между собой в единый объем, вытянутый вдоль железнодорожной платформы. Памятник имеет кровельные деревянные конструкции, покрытые железом. Главный зал и некоторые помещения внутри имеют сводчатые потолки, что способствует циркуляции воздуха внутри. Большие окна обеспечивают хорошую освещенность, обрамлены фигурной кладкой. Здание построено в стиле позднего барокко».
В очерке «Города в тени деревьев» писатель, эссеист и прозаик, журналист Владимир Чивилихин так описывал вокзал на севере Казахстана: «Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там — после пустых зауральских земель — было что-то вроде рая. Вяз мелколистный, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону очертания. Этот скромный, продуманный в мельчайших деталях скверик нес на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который все это затеял и осуществил».
В 1966 году в Петропавловске построили новое двухэтажное здание вокзала. Без топиария он потерял изюминку и стал одним из многих. Со временем здание устаревало, не успевало за прогрессом. Критики со стороны пассажиров становилось все больше.