Оазис на фоне степей: Вокзал Петропавловска, каким его уже не помнят

Сложно представить, но в начале прошлого века железнодорожный вокзал Петропавловска выглядел так, словно находится он не на севере, а в южных широтах. Сегодня же это типичное здание, ничем не отличающееся от других вокзалов по стране, передает собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Марина Руднева.

Исторические документы говорят о том, что здание железнодорожного вокзала строили в два этапа. Строительство первой очереди завершили в декабре 1895 года. В 1904 году здание было готово и включало ресторан и вспомогательные службы железнодорожной станции. Сейчас это здание практические незаметно, здесь теперь располагаются склады.

В официальных документах так описывают здание вокзала, являющееся, кстати, памятником архитектуры: «Одноэтажное, кирпичной кладки. В более поздний период (предположительно, в 50-е годы ХХ века) наружную поверхность стен оштукатурили и произвели двухцветную окраску. Здание имеет сложную форму в плане. Отдельные помещения различны по своим горизонтальным и высотным размерам, объединены между собой в единый объем, вытянутый вдоль железнодорожной платформы. Памятник имеет кровельные деревянные конструкции, покрытые железом. Главный зал и некоторые помещения внутри имеют сводчатые потолки, что способствует циркуляции воздуха внутри. Большие окна обеспечивают хорошую освещенность, обрамлены фигурной кладкой. Здание построено в стиле позднего барокко».

Но настоящей жемчужиной вокзала был перрон, который местный энтузиаст Василий Осипов превратил в образец топиарного искусства. К 40-50 годам прошлого столетия Петропавловский вокзал считался оазисом на фоне казахстанских степей.

В очерке «Города в тени деревьев» писатель, эссеист и прозаик, журналист Владимир Чивилихин так описывал вокзал на севере Казахстана: «Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там — после пустых зауральских земель — было что-то вроде рая. Вяз мелколистный, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону очертания. Этот скромный, продуманный в мельчайших деталях скверик нес на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который все это затеял и осуществил».

Особенно выделялись две фигуры слонов с поднятыми вверх хоботами, из которых били струи воды. В центре перрона — вращающаяся цветочная клумба в виде пирамиды с разноцветными стеклянными вставками — лампочками синего, зеленого, желтого и красного цветов. Клумбу установили перед бассейном, свешивающиеся с нее плети растений отражались в воде. Зимой клумба-ваза превращалась в новогоднюю елку. Говорят, что пассажиры поездов просили проводников разбудить их перед Петропавловском, чтобы посмотреть на рукотворное чудо.

К сожалению, сохранить топиарий не удалось. Райский уголок исчез после смерти Василия Осипова в 1972 году.

В 1966 году в Петропавловске построили новое двухэтажное здание вокзала. Без топиария он потерял изюминку и стал одним из многих. Со временем здание устаревало, не успевало за прогрессом. Критики со стороны пассажиров становилось все больше.

В 2018 году АО «РЖД» (станция Петропавловска относится к российскому отделению Южно-Уральской железной дорог — прим.) начали глобальную реконструкцию вокзала за счет собственных средств. Новое здание, от которого остались только стены, презентовали в конце 2020-го. Поменяли все: в два раза увеличили количество посадочных мест в зале ожидания, установили лифты и эскалаторы, внедрили надежную систему безопасности и электронную очередь. На реконструкцию потратили около 3 млрд тенге.

Одновременно в порядок приводили привокзальную площадь, но уже за счет местного бюджета. На 100 млн тенге отремонтировали ливневку, установили фонтаны, освещение, скамейки, остановочные павильоны и малые архитектурные формы. Последние, кстати, вызвали немало возмущений у горожан. Рояль и кони из искусственной травы, видимо, имитация топиарного искусства, должны были стать фотозоной, привлекающей внимание пассажиров. Петропавловцы ничего привлекательного в ней не увидели.

Оценку проезжающих пока узнать не удалось. Грянула пандемия, и количество проезжающих через станцию Петропавловска резко сократилось. Железнодорожное сообщение до сих пор не восстановлено в полной мере.