В пригородном поселке Шығыс возле Усть-Каменогорска, не дожидаясь окончания учебного года, закрыли школу. Оказалось, что здание, которому 10 лет, буквально разваливается и находится в аварийной ситуации. Впрочем, это не единственная проблема в поселке, связанная с качеством строительства. В проблемах поселка переселенцев разбирался собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Дмитрий Белов.
Поселок Шығыс в свое время был достаточно известен. Десять лет назад его возведение для переселенцев из Китая и Монголии назвали самым грандиозным и масштабным в Восточном Казахстане. Здесь построили 456 домов, было задействовано 23 строительные компании и примерно 500 человек. В результате одинаковые частные дома под красивыми зелеными крышами, которые заметны даже с трассы, выстроились ровными улицами.
Возводились дома по государственной программе «Нурлы кош», что переводится как «светлая кочевка, переезд». На ее реализацию выделили около 4 млрд тенге. В строительстве применялась новая технология – каркасная: дома возводились со всеми удобствами (в них имелись канализация, водопровод и автономное отопление) и буквально за считанные дни. Разработчики убеждали, что применяемая технология рассчитана на местный климат – холодные и ветреные зимы.
Тогда проект прославил Усть-Каменогорск и Восточный Казахстан на всю республику. Сегодня жители все больше жалуются на качество возведенных строений.
Вместе с домами возводили детский сад и, конечно, школу. Оно и понятно: селились в поселке семьи традиционно многодетные. Школа на 600 мест – современное кирпичное здание. Здесь сразу предусмотрели два спортивных зала, современные кабинеты и даже собственный музей. И все бы ничего, но по истечении всего 10 лет школу назвали аварийной и закрыли.
Два школьных автобуса у крыльца, пустующие площадки для игр, футбольное поле, запертые входные двери – это первое, что бросается в глаза на территории средней школы №33 имени Абая. Правда, если присмотреться или обойти здание, то сразу станут заметны и трещины в стенах, и выпавшие кирпичи, и разрушенные ступени. Но это только снаружи. По словам очевидцев, внутри и вовсе трещины на стенах толщиной с палец, кафель на полу вздыбился и перекосился. В общем, было решено не подвергать детей опасности и распределить по учебным заведениям в близлежащие поселки, а саму школу закрыть.
Как сообщили в управлении образования ВКО, о непростой ситуации знают. Предположительно, авария произошла в системе водоснабжения. В результате в помещении появились большие трещины, фундамент дал осадку.
«Авария произошла в столовой. Лопнули трубы водоснабжения. Сначала просел пол. Потом появились огромные трещины в стенах. Службы ЧС приняли решение полностью закрыть объект образования», – рассказали в управлении образования ВКО.
По словам директора школы Есемхана Акетпаева, уже в этом году в здании будет проведен капитальный ремонт. Когда перечисленные процедуры завершатся, здесь не знают, а уж тем более не могут сказать, когда школьники вернутся за парты. Сейчас 600 учеников распределили по соседним школам, некоторые получают знания дома – учатся онлайн. По словам местных жителей, учиться ездят в основном те, у родителей которых имеются машины, а большинство или самостоятельно грызут гранит науки, или вовсе не учатся – проводят время на улице.
Все сходятся во мнении, что ремонт школе просто необходим, причем как можно быстрее. Но когда он случится, пока под вопросом. Ведь даже неизвестна необходимая сумма. В общем, даже по самым скромным подсчетам очевидно, что ученики вернутся в классы не раньше нового учебного года.
Впрочем, это не единственная проблема кандасов, проживающих в Шығысе. За десять лет в поселке, специально построенном для переселенцев, начала рушиться не только школа, но и дома, в которых они живут.
Как утверждают жители, в аварийном состоянии находятся все 456 домов. Строительство жилых домов для прибывающих по государственной программе репатриантов началось в 2011 году, когда акимом ВКО был Бердыбек Сапарбаев. И сразу начались скандалы. Недочеты в строительстве стали выявляться, как только в дома заселились люди. Жители начали массово жаловаться на качество. Иначе как «картонными» дома не называли. Хуже стало, когда наступила зима. Оказалось, что жилье возведено по южному варианту и непригодно для местного климата.
Тогда же за неэффективное использование государственных средств и срыв сроков по ликвидации недочетов строительных работ был арестован и осужден директор компании-застройщика ТОО «Кумаров и К». Прокуратура выявила погрешности и у другого застройщика – ТОО «Бытстрой», поднявшего 298 домов, чьи недоделки потом устраняло ТОО «Берел-Курылыс».
Читайте также: В ожидании статуса кандасов и пособий живут в Кокшетау переселенцы из Афганистана
А люди выживали как могли: утепляли дома, мало кто мог тогда позволить себе поменять установленные модные обогреватели на кирпичные печки. Приходилось отапливать дома установленными теплофонами, в ответ приходили огромные счета за электроэнергию. Для жителей поселка, не успевших на тот момент найти постоянную работу, это стало последней каплей: 170 домов поселка тогда задолжали государству 46 млн тенге. Это и стало поводом для стихийного митинга, когда около сотни жителей вышли и перекрыли дорогу. Их лично успокаивал аким области Бердыбек Сапарбаев.
Спустя 10 лет жители этих же домов заявляют о новых проблемах. Школа в аварийной ситуации – одна из них, но есть и другая, тоже связанная с качеством строительства. На этот раз жители поселка заявили, что их дома вообще не пригодны для проживания, потому как уже требуют капитального ремонта, деньги на который, по мнению переселенцев, должно выделить государство.
В отделе ЖКХ Усть-Каменогорска считают иначе. Здесь уверены, что раз жильцы домов, заселяясь в жилище, оформили договор найма, то и должны заботиться о своем жилье. В отличие от школы жилые дома аварийными пока не признали. Жить в них можно. А вот насколько качественно – сказать трудно.
Фото автора