пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
495.2
icon
522.34
icon
4.94
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-2oC
×

Двойные стандарты: По делу об «Астана LRT» к иностранцам претензий нет, зато к местным есть

Адвокат Дина Сарсенова предложила акимату Астаны и компании City Transportation System отказаться от своих исковых требований по делу об «Астана LRT». Дело в том, что якобы похищенные деньги (по иску это 5,8 млрд тенге) компания «Астана LRT»  перечисляла иностранным компаниям (генеральный подрядчик), которых почему-то не привлекли к ответственности, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых. Более того, потерпевшие в суде прямо заявляют, что на данный момент у них нет никаких претензий к компаниям SYSTRA, TIPSA и «Бюро Веритас».

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

При этом представители потерпевшей стороны в иске к чиновникам средней руки, проектировщикам и директорам субподрядных организаций (всего девять человек) заявляют, что работы по проекту не были выполнены. Это и послужило причиной для открытия уголовного дела, в результате которого пять человек уже более трех лет содержатся под стражей, двое находятся на домашнем аресте, а еще двое объявлены в международный розыск.

В психиатрии позицию потерпевшей стороны вполне могли бы охарактеризовать как биполярное расстройство или раздвоение личности. В итоге защита задает вполне логичный вопрос: «Если у City Transportation System (бывшее ТОО «Астана LRT») нет претензий к своим главным подрядчикам, то почему они предъявляют иск к третьим лицам?»

— Вы в этом процессе все время ссылаетесь на аудиторскую проверку, заключение специалиста Ныгметжановой и говорите, что работы не выполнены. Вообще ничего не выполнено. Почему вы не направили претензии иностранным компаниям, потому что они не выполнили свои работы согласно договору? — спросила представителя потерпевшей стороны адвокат Жазира Жаншуакова.

— Потому что это только недавно выяснилось. Почему мы сейчас с вами здесь собрались? — ответила ей представитель CTS Эльвира Шералы.

— Но иностранных компаний здесь нет. И это было не недавно выяснено. Уже три года люди сидят под арестом. Почему вы не направили претензии иностранным компаниям? Если не можете пояснить, так и скажите, что не можете, — уточнила адвокат.

— Да, я затрудняюсь ответить, — призналась представитель компании City Transportation System.

Один из подсудимых, бывший директор ТОО «Геобур» Тимур Касабаев, в свою очередь попросил обратить внимание суда на то, что не трудился на компанию «Астана LRT» напрямую, а работал на иностранную компанию. Он выполнял лишь часть работ по проекту. Свои обязательства он выполнил и даже сэкономил генеральному подрядчику деньги. Тем не менее ему не выплатили 51 млн тенге за проделанную работу. В итоге его компания обанкротилась, и он еще остался должен налоговому комитету и своим сотрудникам.

Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Антикор оценил свободу подозреваемых в 15 млн тенге

— Если у вас нет претензий к компании TIPSA, то какие претензии по иску ко мне, как к компании «Геобур», которая была субподрядной организацией иностранной компании? Мы выполняли работы вместе с TIPSA четыре раздела, и претензий от иностранцев ко мне не было, — сказал Касабаев.

— Сейчас к ним претензий нет, потому что дело в отношении них расследуется отдельно, — ответила ему Шералы.

— Ну значит, когда вы будете расследовать дело в отношении них, зовите меня, если у вас к ним нет претензий. Почему вы привлекаете субподрядную организацию, а к заказчику моему у вас нет претензий? — продолжил Касабаев. — Вы говорите, что у вас нет к ним претензий, значит, вы подтверждаете, что они выполнили свою работу. А я работал на них, соответственно, я тоже свою работу выполнил. Так почему вы мне предъявляете иск?

Представители потерпевшей стороны смогли ответить лишь, что претензий к иностранцам у них нет только на данный момент. Но когда следствие расследует дело в отношении них и найдет представителей этих компаний, претензии могут появиться. Так что привлечение Касабаева — это некая превентивная мера. Да и вообще, как отметил сотрудник City Transportation System Мукажанов, Касабаева обвиняют в обналичивании денег, полученных с проекта. К слову, подсудимый не отрицает, что занимался обналом с целью ухода от налогов.

Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Знают ли иностранные компании, в чем их обвиняют?

Судя по заявлениям, сделанным в суде, следствие не торопится с расследованием дела в отношении иностранных компаний. Так, например, турецкая компания «Бюро Веритас» занималась техническим надзором за проектами ЛРТ, БРТ, ИТС. В обвинительном акте прокурор настаивает, что представители этой фирмы помогали подсудимым похищать бюджетные деньги. Офисы этой компании находятся в Алматы и Астане. Так что следствию ничего не мешает провести с ними оперативные мероприятия или хотя бы допросить. Но сделано этого до сих пор не было.

Подсудимые считают, что прокурор и потерпевшие просто хотят повесить на гражданских лиц весь долг иностранцев (хотя в целом подсудимые утверждают, что хищений на этой стадии вообще не было). Ведь даже тот факт, что им предъявили всю сумму перечисленных иностранцам денег, говорит о том, что взыскивать средства с компаний SYSTRA, TIPSA и «Бюро Веритас» не будут.

— Вы вообще собираетесь взыскивать средства с иностранных компаний? Сейчас получается, что я должен сам идти к моему заказчику и говорить, что на меня повесили ваш иск и я должен выпрашивать у них сумму. Так? — спросил Тимур Касабаев.

— В отношении них рассматривается дело отдельно. Их поисками занимаются органы следствия, — ответила представитель компании City Transportation System Эльвира Шералы.

— Но вы же обвиняете нас в хищении и растрате денег, что суммы были якобы завышены, и собираетесь эту сумму на нас повесить, другого слова я не нахожу. Если ваш иск сейчас удовлетворят, что вы будете брать с иностранцев? Вы, получается, их искать не собираетесь? — уточнил вопрос Касабаев.

— Их поисками занимаются органы следствия, — снова повторила Шералы.

— А если их найдут, какой иск будете им предъявлять?

— Ну как найдут, тогда, может быть, и предъявим. Но этого факта пока нет, я не могу ничего прокомментировать, — ответила женщина.

Ближе к концу судебного заседания, которое шло весь день, Эльвира Шералы все же конкретизировала, что в случае привлечения иностранных подрядчиков к ответственности им будет предъявлен иск «в регрессном порядке». А это значит, что деньги с них должны будут взыскивать чиновники средней руки, проектировщики и директора субподрядных компаний, которым уже сейчас грозит до 12 лет тюрьмы и гражданский иск на 5,8 млрд тенге.

Судебные заседания продолжаются. Представителей потерпевших допрашивали с 5 октября и закончили только 13-го. Теперь в суде выступят сами подсудимые.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 5
Сочувствую 3
Возмутительно 0