Прокурор по делу об «Астана LRT» требует взыскать 5,8 млрд тенге с подсудимых в солидарном порядке. В суде Данияр Кайнаров сообщил, что следствию не удалось выяснить, как именно распределились якобы похищенные средства, а потому предъявляет всю сумму всем, передает автор ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
К слову, в начале судебного процесса такая абстрактная форма взыскания возмущала судью Викторию Семенову. Она требовала от потерпевшей стороны предоставить ей конкретные данные — сколько, с кого и за какие действия они собираются взыскать. Но теперь, спустя пять месяцев судебных заседаний, представитель Фемиды уже ничего не требует. По крайней мере, от прокурора. Потерпевшая сторона (ТОО «City Тransportation System» — бывшее ТОО «Астана LRT» и управление транспорта акимата Астаны) так и не предоставила суду свою версию гражданского иска.
Читайте также: Лица неизвестные, а сговор есть: По делу об «Астана LRT» суд перешел к изучению доказательств
Основой для предъявления таких требований стало утверждение прокурора, что деньги из проекта были похищены организованной преступной группой, в которую вошли все подсудимые, и официальные представители зарубежных компаний. Логика такая: все виноваты, все должны отвечать.
Вот только, исходя из изученных уже в суде материалов дела, сомнение вызывает одна принципиально важная вещь: была ли преступная группа? А если и была, то в каком составе? Прокурор, конечно, поддерживая обвинение, не устает утверждать: во всем виноваты подсудимые, они обманули правительство, счетный комитет, министерство — всех ввели в заблуждение и похитили средства. Но есть и другие факты.
Временной предел обвинения по делу об «Астана LRT» — с 2013 по 2016 годы. Это значит, по версии прокурора, именно в это время Талгат Ардан и Канат Султанбеков уговорили иностранцев, сотрудников акимата Астаны и проектировщиков воровать бюджетные деньги через завышение стоимости работ. Вот только история проекта началась намного раньше и с участием других людей.
Так, проект «Астана LRT» был частью обязательств Казахстана перед инвесторами при строительстве многофункционального центра «Абу-Даби Плаза». Соглашение между Казахстаном, ОАЭ и девелопером объектов недвижимости в Абу-Даби Aldar Properties PJSC было подписано в 2010 году. Напомним, изначально планировалось закончить строительство в 2016 году, но полное открытие здания произошло только в 2022 году. Процесс строительства сопровождался скандалами, пожарами и разговорами о коррупционных схемах.
К слову, уже в этом соглашении, от 2010 года, говорится о том, что акимат столицы и правительство Казахстана должны привлечь к строительству линии легкорельсового транспорта от аэропорта до «Абу-Даби Плаза» международного консультанта. А в обвинительном акте прокурора сказано, что иностранцев привлекли для реализации проекта в 2013 году бывший заместитель акима Астаны Канат Султанбеков и директор ТОО «Астана LRT» Талгат Ардан. И привлекли, по мнению прокурора, напрасно, ведь отечественные строители могли и сами этот проект реализовать. Интересно только, почему сейчас привлекли международных консультантов, раз мы все можем сами? Опять коррупция?
«В феврале 2012 года тогда еще аким города Астаны Имангали Тасмагамбетов (сейчас представитель Казахстана в ОДКБ — прим.) письменно докладывает бывшему премьер-министру Кариму Масимову (сейчас обвиняется в государственной измене — прим.), что выполнил поручение — детально изучил и учел предложения различных иностранных консультантов по строительству и стоимости проекта линии ЛРТ», — рассказывал в суде бывший руководитель управления транспорта акимата Астаны Рашид Аманжулов.
В том же месяце он просит Масимова утвердить ТЭО на выбранный правительством РК комбинированный вариант (наземный и эстакадный) «с учетом затрат на привлечение консультанта по управлению проектом (КУП)», то есть с учетом стоимости работ консультанта. А это, как указано в письме, «ориентировочно до 4 млрд тенге».
«Эта просьба, я думаю, возникла не случайно. Аким Тасмагамбетов просит об этом премьер-министра, поскольку уже сложно ограничиваться бесплатными консультациями лиц, указанных в соглашении по строительству «Абу-Даби Плаза», а также лиц из иностранной фирмы Alstom, которая в апреле 2010 года в рамках подписанного с акиматом города Астаны и министерством финансов меморандума о намерениях мобилизовала в Астану группу инженеров-проектировщиков и технических специалистов, работающих как во Франции, так и в Астане, и консультировала по проекту на протяжении трех лет (2010-2012 годы)», — сообщил Рашид Аманжулов.
Кроме Масимова, просьбу Тасмагамбетова рассматривают тогда первый заместитель премьер-министра РК Серик Ахметов (был осужден на 10 лет за коррупцию, но в 2021 с него сняли ограничения в связи с отбытием срока), руководитель по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин, министр транспорта Асет Исекешев, министр финансов Болат Жамишев. Только потом поручения спускались Талгату Ардану (ТОО «Астана LRT»). Итог работы высокопоставленных чиновников — госкомиссия по вопросам модернизации экономики Казахстана под председательством Масимова принимает решение оплатить 4 млрд тенге иностранцам.
Через три дня госэкспертиза выдает положительное заключение по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта. А государственная комиссия в своем заключении указывает, что финансирование услуг консультанта по управлению проектом предусматривается за счет госбюджета. И РГП «Госэкспертиза» в своем заключении не усмотрело необоснованность затрат по КУП, а подтвердило их в размере 3,6 млрд тенге.
Читайте также: В суде по делу об «Астана LRT» снова назвали тех, кто вышел сухим из воды
Примечательно, что все эти свидетельства находятся в материалах дела, но прокуратура не видит в действиях высокопоставленных чиновников никаких нарушений законодательства. И, даже наоборот, продолжает утверждать, что консультантов завели в проект и самостоятельно завысили им «ценник» на проведенные работы именно сотрудники акимата. А первый президент… его просто обманули, и он вообще не знал, что подписывает.
Помимо прочего, подсудимым ставят в вину проведение электронного конкурса по государственным закупкам услуг по вопросам управления проектами от 12 февраля 2013 года. Якобы сделано это было по незаконному распоряжению заместителя акима Астаны Каната Султанбекова. Вот только в деле есть письмо тогда еще премьер-министра Серика Ахметова на имя Нурсултана Назарбаева с просьбой дать разрешение на привлечение КУП, чтобы определить стоимость всего проекта и оптимальное техническое исполнение. И первый президент Казахстана разрешает привлечь консультанта.
14 февраля Серик Ахметов уже отчитывается перед президентом Назарбаевым, что конкурс будет проведен в течение двух недель, и описывает задачи, которые будут стоять перед консультантом до 1 июня 2013 года: «определить оптимальную схему реализации проекта, разработать концепт-дизайн, в том числе технический состав и стоимость, подготовить техническую документацию на проектно-сметную документацию, выполнение строительно-монтажных работ и подвижной состав, осуществить экспертное сопровождение при выборе поставщиков».
Более того, 16 февраля Серик Ахметов дает протокольное поручение министру индустрии и новых технологий совместно с другими заинтересованными госорганами подготовить техзадание к конкурсу по привлечению международного консультанта и до 1 марта. А контролировать исполнение поручения он поручает канцелярии премьер-министра. А это значит, что именно канцелярия осуществляла прямой контроль за привлечением и закупу услуг КУП. По крайней мере, так должно было быть.
Теперь же прокурор утверждает, что консультанта выбрали поставщики и сотрудники акимата, а потом навязали свой выбор всем вышестоящим инстанциям. Также прокурор утверждает, что все деньги, перечисленные иностранцам, были похищены подсудимыми и распределены между собой. Вышестоящие инстанции, по его мнению, вообще ни при чем. Но допрашивать их на всякий случай отказывается. К слову, похищенные деньги у подсудимых не нашли, а у иностранцев и высокопоставленных чиновников их и не искали.
Стоит отметить, в Казахстане иностранных консультантов к строительству важных проектов привлекают довольно часто. Так, например, с их помощью построены ЭКСПО, ТРЦ «Хан Шатыр», «Назарбаев Университет», проложены трубы в Астане и так далее. В целом привлечение консультанта — обязательное требование при получении внешних займов из различных банков развития. Но вопросы у государственного обвинения возникли только по оплате услуг консультанта по проекту «Астана LRT» (якобы завышены), хотя вряд ли цены на такие услуги по другим проектам были дешевле.
«Если следовать логике следствия, все эти лица, кто проверял на всех уровнях выделение и использование бюджетных денежных средств, тоже являются пособниками Султанбекова и Ардана, однако о привлечении их к ответственности вопрос не стоял, поскольку следствие, видимо, считает, что в их действиях нет состава уголовно наказуемого правонарушения. А почему за аналогичные действия у меня этот состав имеется? На это обвинение не смогло ответить адекватно, поскольку не имеется никаких достоверных аргументов.
Я уже неоднократно специально называю в суде всех, кто принимал решения, давал поручения. Но ни у одного из этих лиц следствие не поинтересовалось, почему так было, а не иначе. Чем они руководствовались в своих действиях. Не спросили ни с Ахметова, ни с Масимова, ни с Тасмагамбетова, ни со всех остальных, чьи фамилии и должности я сейчас назвал, и они имеются в документах в материалах уголовного дела. Как раз-таки показания этих лиц дали бы полную картину и подтвердили мои показания. Но это не нужно ни следствию, ни прокурору. Так как это рушит их версию и показывает голословность их обвинения в отношении меня», — высказался по вопросу обвинения в хищении в составе ОПГ бывший руководитель управления транспорта акимата Астаны Рашид Аманжулов.
Как известно, дело в отношении иностранцев, которые вроде как главные пособники в хищении, было выделено в отдельное производство. Их даже признали подозреваемыми, но только после обращений адвокатов в генеральную прокуратуру. А пока всю якобы украденную сумму (приговора нет, утверждать не можем — прим.) гособвинитель вменяет только гражданам Казахстана. Данияр Кайнаров пояснил: когда дойдет дело до иностранцев, тогда с них и спросится, а пока следователи пытаются взять у них показания (с 2018 года). Необъективность такой позиции в суде пытается доказать защита, но, судя по всему, тщетно.
Заседания продолжаются. Скоро суд перейдет к изучению материалов дела. Это более 350 томов дела и порядка 60 коробок с вещественными доказательствами.
Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.