Горожане остались без средств, вложенных в кооператив Pater House. Надежды на покупку своего жилья рухнули, и теперь они не только вынуждены арендовать квартиры, но и не могут добиться справедливости: полиция, по их словам, волокитит дело с помощью адвокатов владельцев кооператива, которые, судя по всему, ожидают окончания сроков привлечения к уголовной ответственности. Подробности — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айши Куанышбек.
18 членов потребительского жилищного кооператива Pater House из Уральска вышли на акцию протеста на площади «Батыр кыздар», чтобы обратиться к президенту и акиму области с просьбой о помощи. На их плакатах было написано: «Требуем закрыть мошеннический кооператив», «Почему на глазах у власти орудуют такие мошенники», «Верните наши деньги, накажите мошенников». Дело в том, что они стали жертвами разрекламированного жилищного кооператива и, поддавшись на уловки его председателей, остались без кровных.
«Мы просим защиты у компетентных органов. В 2019 году мы вложились в кооперативы. Сначала это был кооператив «Свой дом», потом Pater House, затем Pater On. За ними стоит один и тот же человек, который раз за разом открывает кооперативы с новыми названиями, чтобы завлекать все новых людей и обманывать их. Никто из нас не получил жилье и не добился возврата своих денег. Следствие в отношении руководителей идет более двух лет, за это время поменялось пять следователей. В деле есть потерпевшие, виновные лица установлены, но дело не двигается с мертвой точки. Нам говорят: вы сами виноваты, попались на эти уловки. Да, действительно, мы виноваты. Но почему на глазах у власти орудуют такие мошенники? Государство само зарегистрировало эти потребительские кооперативы, пусть теперь помогает нам вернуть наши деньги», — говорит Гульмаржан Зайнушева, член кооператива, которая в 2019 году вложила 5 млн тенге для покупки квартиры.
И, действительно, в 2021 году члены кооператива «Свой дом», который связывают с кооперативом Pater House, тоже выходили на акцию протеста — они требовали своих денег. Взыскать взыскали, но в полной мере добиться возврата не смогли, поскольку кооператив подал заявление на процедуру реабилитации. Это означало, что выплачивать своим вкладчикам суммы кооперативу разрешалось в течение трех лет. За это время деньги могут сильно обесцениться, как обесценивались они в течение предыдущих трех лет, пока вкладчики добивались решений суда.
«В кооператив меня пригласила председатель, это было в феврале 2020 года. По экспертизе полиции последняя покупка квартиры была в 2019 году. Она заведомо лгала, что квартиры покупаются. Я внесла деньги и до сих пор не получила ни квартиру, ни деньги. Она уже успела отсидеть, сейчас находится на свободе, на нее работают адвокаты, которые ее защищают. Я считаю, что дело волокитят, бесконечные экспертизы. Кооператив до сих пор существует, люди туда не идут, деньги от купленных квартир туда вносятся, никто это не контролирует. Мы уже много раз обращались в ДВД, чтобы назначили финансовую экспертизу по поступлению денег в этот кооператив. Но идут отписки. Кооператив нужно закрыть, деньги нам все вернуть. Мы просим наказать председателя, юриста, менеджеров. Они футболили нас, а сейчас везде заблокировали и не принимают нас в кооперативе. Прошу депутатов, правоохранительные органы, чтобы поомгли вернуть нам деньги и наказать тех, кто участвовал и до сих пор участвует в этом обмане. Всего я потеряла 2 млн 700 тыс тенге и фактически осталась на улице», — рассказала Оксана Салаватова.
Житель Уральска Сапарбек Сердалин негодует, что председатели кооператива до сих пор на свободе.
«Следователи, которые вели дело, уволены или ушли с работы по собственному желанию. Как такое возможно? Это говорит о том, что интересы мошеннических кооперативов лоббируются кем-то сверху. Простые казахстанцы теряют свои деньги, и никто это не останавливает! Нужно вернуть людям деньги. Нас сейчас 18 человек, но всего — 300-400 человек, попавшихся на удочку мошенников. Если результата от нашего протеста не будет, на пикет уже выйдет 300-400 человек», — говорит Сапарбек Сердалин.
Депутат городского маслихата Максат Айсаутов представлял интересы горожан на митинге.
«Первый потребительский кооператив «Свой дом» был открыт в 2016 году. В их уставе сказано, что главной их целью является улучшение жилищных условий казахстанцев. После организаторы кооператива стали открывать и другие аналогичные кооперативы с другими названиями, чтобы привлечь как можно больше дольщиков. На самом деле их цель — извлечение незаконного материального дохода, присвоение и растрата, хищение чужого имущества. Полиция зарегистрировала дело в отношении организаторов кооператива по статье УК РК «Мошенничество», позже переквалифицировала его на статью «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества». Дела ведутся из рук вон плохо. Надеемся, что после митинга власти отреагируют на ситуацию, которая подрывает обстановку в Казахстане и дестабилизирует наше общество», — сказал депутат.
В департаменте полиции Западно-Казахстанской области прокомментировали ситуацию.
«Следственным управлением ДП ЗКО расследуется уголовное дело по подозрению Муханьяровой Д.К. по статьям УК РК «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере», а также по статье УК РК «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой». По эпизоду хищения вверенных средств в ЖСК Pater House с заявлениями обратилось 28 человек. Согласно заключению судебно-экономической экспертизы, непогашенная задолженность подотчетного лица Муханьяровой образовалась в сумме 36 млн тенге», — сообщили в департаменте полиции ЗКО.
Также, по информации правоохранителей, подозреваемая привлекается к уголовной ответственности еще по двум уголовным делам по этим же статьям. В данный момент назначено судебно-экспертное исследование средств компьютерных технологий, которое должно быть закончено до конца месяца. После получения заключения эксперта по делу будет принято законное процессуальное решение.
В самом потребительском кооперативе отказались от комментариев, сославшись на отсутствие на месте руководства.