понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
2oC
Астана:
icon
-3oC
×

Край невыученных уроков: Второй подход к большому шелку в Южном Казахстане

Туркестанская область по количеству меморандумов и проектов во всех отраслях хозяйства претендует на Книгу рекордов Гиннесса. Чего только не собирались выпускать — от вертолетов до бытовой техники и текстиля. Пока производят преимущественно проекты. Зато в промышленных масштабах. Отчего все идет не так, выяснял собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин.

Фото автора
Фото автора

Пресс-служба акимата Туркестанской области рапортовала, что в регионе по поручению акима Дархана Сатыбалды будет создан шелковый кластер. Работа в этом направлении уже идет. В качестве пилотного проекта в Жетысайском районе в прошлом году посадили первые 10 тыс саженцев тутового дерева японского сорта «Ошима», привезенного из узбекистанского Андижана. В этом году  работа активно продолжается.

По данным управления предпринимательства, заинтересованность в производстве шелкового волокна проявили уже шесть местных бизнесменов.

Повышенный оптимизм у акима области вызвало посещение тутовой плантации в Жетысайском районе. На 25 гектарах крестьянского хозяйства «Шапағат Нұры-2» весной высадили 250 тыс тутовых деревьев сорта «Мархамат-2017». Дархан Сатыбалды на месте провел курс агроэкономического ликбеза для благодарной аудитории, состоявшей из его свиты, журналистов и нескольких крестьян.

«Это очень перспективный проект, — обнадежил их глава области, — поэтому мы должны развивать данную отрасль. О всех выгодах аграрии пока не знают. Это дело, которое передается из поколения в поколение. Тутовые деревья требуют меньше воды, поэтому расходы на их выращивание не такие большие. И с экологической точки зрения тоже выгодно. Производство шелка — один из самых успешных бизнесов в мире. Шелк — это натуральное волокно. Его производство — большой стимул для дальнейшего развития экономики района. Поэтому кластер должен быть рассчитан на полный цикл производства шелка — от создания тутовых плантаций до переработки коконов и выпуска нитей, ткани. Основная пища шелкопряда — листья тутового дерева. В среднем с одного гектара тутовых плантаций получают около 50 тонн листьев. Помимо прибыли, шелководство позволит трудоустроить большое количество людей. Поэтому производство шелка — это эффективный способ повышения доходов населения».

Оптимизм, особенно излучаемый столь высокими должностными лицами, — штука заразительная. Вспомнилось, какое в совсем недавнем прошлом излучение шло от предшественника Сатыбалды. В 2017 году шелковый кластер администрация области (тогда еще Южно-Казахстанской) планировала развернуть в Байдибекском районе. Что характерно для наших мест, опять же полного цикла. На первой в области плантации по выращиванию тутовника — любимой пищи гусеницы-шелкопряда, близ мавзолея Домалак ана, по поручению акима ЮКО Жансеита Туймебаева был организован выездной семинар-совещание «Сады тутовника и производство шелка». Так в рабочем порядке специалисты управления сельского хозяйства и сельские предприниматели  отметили День государственного служащего РК в 2017 году. Замах был слегка пошире — тутовник высадили сразу на 30 гектарах.

Руководитель шелкового проекта в Байдибеке Султан Бакиров тогда рисовал не менее радужные перспективы.

«Тутовый сад был создан в рамках программы «Шаткал» и в дальнейшем будет расширяться. Производство шелка — прибыльный бизнес. При правильной организации процесса в год можно получать по 4 урожая гусеницы-шелкопряда. С имеющейся площади тутовника планируется получать 40-50 тонн шелкового волокна ежегодно. Для увеличения объемов производства рассчитываем привлечь жителей соседних сельских округов. С гектара тутового сада можно получить больше 40 тонн листьев. При цене приемки 20 тенге это почти миллион тенге в год. При современных технологиях капельного орошения и наличии в районе больших массивов не занятых в сельхозпроизводстве земель это очень выгодное занятие», — заверил тогда Султан Бакиров.

Посетивший плантацию в 2017 году аким ЮКО Жансеит Туймебаев преисполнился оптимизма.

«Проект имеет не только экономическое, но и большое социальное значение. Его реализация даст импульс развитию сельской кооперации и созданию сотен новых рабочих мест в сельских округах», — уверял он.

Ровно через год в окрестностях Домалак ана можно было видеть разрозненные следы бурной шелководческой деятельности. На фото — останки систем капельного орошения, выставочного павильона, где Туймебаев вдумчиво ощупывал шелковые коконы и чахлые саженцы тутовника. Сотен рабочих мест не возникло, судьба вложенных в эту показуху денег осталась неизвестной. Больше о шелководстве в области не вспоминали, и вдруг опять.

Представитель ассоциации шелководов и производителей шелковых тканей Узбекистана А. Мусурмонкулов, под руководством которого и была заложена тутовая плантация в Жетысайском районе, специально прибыл из Андижана. Автор высокоурожайного сорта шелковицы «Мархамат-2017» — доктор сельскохозяйственных наук оказывает методическую помощь местным крестьянам.

«Заграница нам поможет». Канувший в историю байдибекский проект тоже возглавлял житель Узбекистана. Сейчас в 10 крестьянских хозяйствах Сайрамского района крестьяне хотят вновь работать с шелкопрядом и готовятся к высадке саженцев тутовника на общей площади 86 гектаров.

«Этому способствовала разъяснительная и агитационная работа, которую ведут среди сельских предпринимателей профильные специалисты районного и сельского акиматов», — сообщили в управлении сельского хозяйства.

Собкор NT тоже умеренный оптимист по природе и верит, что вот теперь-то все у нас получится. Но, увы, живет слишком долго и помнит, что в его родном Тюлькубасском районе шелкопряда выращивали сотни частников. Корм — листья тутовника — получали на колхозных плантациях, а готовые коконы скупала сельская кооперация и продавала в Андижан, на шелкопрядильную фабрику. Она благополучно работает у соседей до сих пор.

Кластеров не было, был просто шелк. Но это уже совсем седая старина. Наши акимы и многочисленные профильные специалисты даже события семилетней давности не помнят. Да и зачем им? К тому времени, когда загнулся шелковый проект в Байдибеке, Туймебаев работал уже далеко от Южного Казахстана. Где будет Сатыбалды, когда зазеленеют побеги высаживаемого сейчас тутовника, только Богу и президенту известно. Следующий аким по сложившейся традиции опять начнет все с чистого листа...

Фото автора

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 1
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 1