Житель Астаны Амангельды Кажиев обратился в редакцию ИА «NewTimes.kz», устав от бесконечных судебных процессов и многолетней борьбы за землю, выданную ему акиматом 16 лет назад.
В 2001 году в порядке очереди Амангельды Кажиев получил от государства 10 соток земли в поселке «Промышленный», что близ нового железнодорожного вокзала «Нұрлы жол».
«В течение года я должен был закончить строительство хотя бы на 30%. Я залил фундамент, возвел стены, но не смог построить дом вовремя по семейным и финансовым обстоятельствам. Однако договоренность мной была выполнена, дом стоял на 30% готовый, и я смог спокойно продлить аренду участка. К строительству я вернулся только в 2006 году и успешно его закончил через год», — рассказал мужчина.
По словам Амангельды, как только он закончил строительство дома, то сразу же легализовал его и получил все необходимые документы.
«Регистрацию в департаменте юстиции я получил только в 2010 году. После этого я подал заявление в акимат, чтобы официально оформить земельный участок. Но в 2011 году я получил документы, по которым только 3 сотки были предоставлены мне в частную собственность. На них, кстати, и стоит мой дом. Остальную землю акимат предоставил мне в аренду», — заявляет мужчина.
По его словам, возмущенный таким поворотом дела, он ринулся собирать необходимые документы, чтобы доказать свое право на землю.
«Вскоре я осознал всю несостоятельность этого плана. Видите ли, это сейчас есть ЦОНы, а раньше все справки приходилось брать, бегая по разным ведомствам, которые находились в разных концах города: архитектура, БТИ, земельный комитет. А пока в очереди стоишь дожидаешься, срок какой-нибудь справки уже истек. И все нужно проходить заново. Замкнутый круг», — поделился мужчина.
В 2014 году Амангельды подал заявление в акимат с просьбой о получении в частную собственность примыкающей к дому земли. Однако в ответ получил отказ.
Адвокат Амангельды Жанат Кабыкенов сообщил, что, отчаявшись добиться справедливости мирным путем, его клиент решил подать на обидчиков в районный суд, который признал действия акимата незаконными.
«После этого акимат должен был сразу предоставить моему клиенту право на земельную собственность, но не сделал этого. Амангельды Кажиев был вынужден вновь подать заявление в акимат на выдачу ему земли, но снова получил отказ. В причинах отказа значилось, что по участку проходит «красная линия» - по генплану там запланировано грандиозное строительство: жилые комплексы, парки, детские сады или школы. В общем, там якобы планируется постройка общественного назначения. Пришлось вновь обращаться в суд. Акимат не смог предоставить никаких доказательств существования «красной линии», и, соответственно, мы выиграли во второй раз», — прокомментировал адвокат.
(На фото: адвокат Жанат Кабыкенов)
Но даже выиграв два суда, Амангельды Кажиев не получил свою землю. В 2015 году на его очередное заявление в акимат вновь пришел отказ.
«Мы опять подали в суд, прося признать действия акимата незаконными. Этот случай отличался лишь тем, что акимат в этот раз не смирился с решением суда и подал на апелляцию. Но оспорить судебное решение им не удалось. Снова победа была на нашей стороне», — уточнил защитник.
В период с 2016-го по 2017 год ситуация повторялась еще дважды, и оба раза Амангельды удалось выиграть судебные процессы и последующие апелляции. При этом, со слов адвоката, акимат так и не смог доказать существование «этой злополучной красной линии».
«Ситуация просто абсурдная, не находите? У нас есть фотографии земельного участка Амангельды. Тот участок, который Амангельды выдали в аренду, находится во дворе дома. Он окружен со всех сторон соседскими домами. Акимат просто не сможет использовать эту землю, у них доступ к ней будет только в том случае, если они на вертолете туда приземлятся!» — смеется адвокат.
Он сообщил, что этот же вопрос озвучил в суде, но ответа на него не получил.
«Представители акимата показали нам некую карту города, датируемую 2016 годом, на которой мы якобы должны были увидеть эту «красную линию», пересекающую участок Амангельды. Но в итоге мы смогли доказать, что эта так называемая «красная линия» всего лишь обозначение рельефа местности! Вы же изучали географию, на топографических картах есть специальные обозначения для возвышенностей, впадин. Вот это такое же обозначение. Я полагаю, что комиссия акимата недостаточно изучила данный вопрос, или они специально ввели в заблуждение моего клиента и суд. Также я думаю, что если бы это в действительности была «красная линия», то соседи Амангельды определенно столкнулись бы с такой же проблемой», — рассуждает правозащитник.
По словам адвоката, сейчас у акимата нет оснований, чтобы обжаловать это дело в Верховном суде.
«На их месте я бы этого не делал. Это ведь какой-то позор! Акимат выдал моему клиенту 10 соток земли, тем самым разрешив строить не только жилой дом, но и гаражи, теплицы, хозпостройки, а теперь упирается и не выполняет своих обещаний», — уточнил адвокат.
Как доверительно сообщил мне Амангельды, теперь он намерен во что бы то ни стало попасть на прием к акиму Астаны Асету Исекешеву.
«Мы с моим адвокатом намерены попасть к акиму и довести до его сведения, что его намеренно вводят в заблуждение. Это ведь он подписывает все приказы комиссии, предоставляющей право на землю. Мы уже были у его заместителей, но никаких мер принято не было. Знаете, я невероятно устал обивать пороги ведомств. Я с этим мучаюсь уже 16 лет! Вы даже не можете себе представить, каково это! Сейчас мы выиграли очередной суд, но землю они ведь не отдали. Теперь мне снова нужно подавать в акимат заявление, и снова они придумают какой-нибудь предлог, чтобы отказать мне! Этот участок ведь даже продать нельзя, его никто не купит. Кому он нужен? Люди берут дом на земле, чтобы посадить огород, построить теплицу или сарай. Понимаете? Меня попросту привязали к этой земле! Насильно! И самое страшное, что я ведь не один такой! Нас много таких, обманутых, которые борются с несправедливостью. Вот вроде бы нельзя обижаться на государство, но ведь кто-то проворачивает такие дела, сидя на местах! Я получил земельный участок, а мои дети теперь говорят, что он им даром не нужен! Все родственники считают так же, никому из них не нужна эта головная боль», — с горечью говорит мужчина.